18 Март 2011

Экономика предприятия




В связи с развитием рыночных отношений в сферах дея-тельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обла-дать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.

Экономика предприятия – сравнительно молодая научная дисциплина, формирование которой в качестве самостоятельной области знаний относят к началу XX века. Основоположником данной дисциплины, давшим ей название и внесшим значительный вклад в развитие методологии, считается немецкий ученый Е. Шмаленбах (1873–1955). Вместе с тем истоки науки о ведении хозяйства находятся в трудах по счетоводству (XII–XVII вв.), на-чальном товароведении и купеческих технологиях (XVIII–

XIX вв.).

К современным научным направлениям в развитии теории экономики предприятия могут быть отнесены:

• экономика предприятия как наука о производственных факторах;

• экономика предприятия, ориентированная на принятие решений;

• экономика предприятия как системно ориентированный подход;

• экономика предприятия, учитывающая значимость эко-логических проблем;

• экономика предприятия, учитывающая человеческий фактор.

Представление экономики предприятия как науки о произ-водственных факторах является доминирующим подходом в отечественной теории. В центре внимания данного направления находится рассмотрение системы производственных факторов предприятия. В составе факторов производства выделяют базовые факторы (средства производства и труд) и управленческий фактор как деятельность по объединению базовых факторов производства во имя достижения поставленных целей.

Экономика предприятия, ориентированная на принятие решений, исходит из необходимости разделения целей, которые могут быть достигнуты в результате хозяйственной деятельности предприятия, и средств, с помощью которых можно достичь обо-значенные таким образом цели.

Базовым моментом в рамках системного подхода является рассмотрение предприятия в виде открытой системы, основные процессы которой можно описать с помощью модели в виде «черного ящика». При таком подходе акцент делается на решения в области входа в систему (получение предприятием ресурсов из внешней среды) и оценку результатов их использования на выходе из системы (сбыт продукции или оказание услуг для субъектов внешней среды).

Важность в современных условиях экологических вопросов привела к формированию соответствующего научного направле-ния в теории экономики предприятия. Представители экономики предприятия, учитывающей значимость экологического факто-ра, считают, что требования в отношении экологии обоснованно вписываются в проблематику данной научной дисциплины. В ка-честве аргумента отмечается отрицательное воздействие произ-водственной деятельности на окружающую среду и необходи-мость учета последствий этого (экологический контроллинг) и проведения профилактических действий (менеджмент экологиче-ской безопасности).

Для экономики предприятия, учитывающей человеческий фактор, характерно стремление к системному объединению с социальными науками. Человеческий фактор в данном случае рассматривается с позиций теории поведения, потребностей и мотивации. Центральной идеей является создание и организация систем, где субъекты экономики выступают как производители и потребители в широком смысле, стремящиеся к удовлетворению определенных потребностей и выгоде.

Разнообразие научных направлений в теории экономики предприятия свидетельствует о развитии данной науки, ее меж-дисциплинарном характере и стремлении соответствовать по-требностям реальной практики.

Экономика предприятия как наука изучает объективные и частные закономерности экономического состояния и развития предприятия, конкретные формы проявления и использования экономических законов в деятельности субъектов хозяйствования, частных закономерностей их развития, путей и способов эф-фективного производства, необходимых людям товаров и услуг.

Например, закон стоимости на предприятии действует через такие экономические рычаги, как цена и себестоимость, прибыль и рентабельность, заработная плата и материальное стимулирование, коммерческий расчет и др.

Теоретической и методологической базой экономики пред-приятия как науки и учебной дисциплины является экономическая теория, которая изучает общественное производство в целом, формы проявления и механизм действия экономических законов в условиях рыночной экономики.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Предмет курса.