16 Март 2011

Социальная экология




Христианство — одна из трех мировых религий, имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, общим объединяющим признаком которых является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира; главным источником вероучения является Священное Писание.
Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
Человек прямостоящий (Homo erectus) — вид, образовавший около 1 млн лет назад следующую, после Человека умелого, ступень эволюции биологического рода Человек (Homo).
Человек разумный (Homo sapiens; H. sapiens sapiens) — вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.
Человек умелый (Homo habilis) — вид, с которым связывают формирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн лет.
Четвертичный период — современный период в истории развития Земли продолжительностью, по разным данным, от 1,5 до 3,5 млн лет. Ч. п. характеризуется неоднократным чередованием холодных и теплых климатических эпох. В холодные эпохи развивались мощные материковые оледенения.
Экологическая ниша — совокупность всех факторов среды в ареале, при которых возможно существование определенного вида животных, растений или микроорганизмов.
Экологическая этика — междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.
Экологические факторы — условия среды как движущая сила жизнедеятельности организмов, на которые живое реагирует приспособительными реакциями. Различают э. ф. абиотические и био-тические.
Экология — наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ с абиотическими и биотическими экологическими факторами.
Экология социальная — см. социальная экология.
Экология человека — наука, рассматривающая биосферу как экологическую нишу человечества, изучающая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.
Экосистема — комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.
Экоцентризм — воззрение, согласно которому природные объекты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориен-тированность на экологическую целесообразность, непротивопоставление человека и природы.
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эрозия — процесс разрушения земной поверхности водными потоками.
Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
При составлении словаря использовались следующие источники:
«Краткая философская энциклопедия» (1990); «Общая экология» (К.М.Петров, 1998); «Популярный биологический словарь» (Н.Ф.Реймерс, 1991); «Популярная медицинская энциклопедия» (1980); «Прикладная экология» (В.А.Вронский, 1996); «Психологический словарь» (под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, 1997); «Психология. Словарь» (под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, 1990); «Российская педагогическая энциклопедия» (в 2 т., 1993); «Советский энциклопедический словарь» (1985); «Современный словарь иностранных слов» (1994); «Среда нашего обитания» (П.Ревелль, Ч.Ревелль, 1995); «Философский энциклопедический словарь» (1983); «Экология. Школьный справочник» (А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина, 1998); «Энциклопедический словарь географических терминов» (1968); «Экология человека» (Н.А.Агаджанян, В.И.Торшин, 1994).
ПРИЛОЖЕНИЕ (МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ)
ТЕМА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ НА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Э.Б.ТАЙЛОР. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Глава V. Мифология
…Мифология дикарей может послужить нам основой, а затем могут быть представлены мифы более цивилизованных обществ, как создания, происходящие из того же источника, хотя и более совершенные со стороны художественности. Такое отношение к предмету оказывается удовлетворительным почти во всех отраслях этого исследования, и в особенности при изучении замечательных по красоте поэтических вымыслов, которые могут быть названы мифами природы, или природными мифами.