16 Март 2011

Социальная экология




Экологическое сознание и его структура. Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания. Проблема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.
Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).
Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры. Педагогические условия ее формирования.
Экологическое воспитание личности. Развитие экологического образования в России. Современное содержание экологического образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя.
Экологизация образования. Характеристика экологизации образования за рубежом.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации (2 часа).
Освоение природы человеком.
Особенности восприятия природы первобытными людьми.
Становление экологического сознания.
Литература для подготовки к занятию
Тайлор Б.Д. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 355-388.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 177-283.
Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодоления (4 часа).
Экологический кризис: миф или реальность?
Предпосылки возникновения экологического кризиса.
Пути преодоления экологического кризиса.
Литература для подготовки к занятию
Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. -С. 188-202.
Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 203-257.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 44-79.
Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа).
Что такое экологическая этика?
Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.
Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.
Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.
Литература для подготовки к занятию
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.-С. 293-325.
Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 258-288.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 216-229.
Тема 4. Экология и этногенез (2 часа).
Сущность процесса этногенеза.
Влияние особенностей ландшафта на этногенез.
Этногенез и эволюция биосферы Земли.
Литература для подготовки к занятию
Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. — М., 1997. — С. 385-398.
Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа).
Идея ноосферы и ее творцы.
Что такое ноосфера?
Становление ноосферы и перспективы человечества.
Литература для подготовки к занятию
Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. -М., 1993. -С. 303-311.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1987.-С. 133-186.
Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 85-104; С. 121-130.
Тема 6. Человек и космос (4 часа).
Космическая сущность человека.
Космические перспективы человека.
Литература для подготовки к занятию
Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: антология философской мысли. — М., 1993. -С.317-327.
Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. -Тула, 1986.-С. 286-288.
Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. — Новосибирск, 1991. -С. 36-57.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Природные основы экологической культуры.
2. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.
3. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.
4. Проблема выживания в современном мире.
5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.
6. Кризис современного детства как отражение социально-экологического кризиса.
7. Поведение человека в районе стихийного бедствия.
8. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).
9. Фактор среды в развитии личности.
10. Реализация принципа целостности знания в процессе формирования экологической культуры личности.
11. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.
12. Социальная экология семьи.
13. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
14. Общечеловеческие ценности как оптимальная форма взаимодействия человека с миром.
15. Проблема улучшения социальной среды человека.
16. Проблема подготовки будущего учителя к решению социально-экологических задач воспитания у школьников экологической культуры.