16 Март 2011

Социальная экология




Химия здесь выбрана не случайно. В последнее время обнаруживается отчетливая тенденция в нашем уже довольно экологизированном общественном сознании противопоставлять экологию человека и химию. Действительно, химическое производство за свою историю нанесло немалый ущерб природной среде. Когда при наличии такого острого и актуального противоречия ставится вопрос об экологизации химического образования, тогда речь идет не о механическом соединении экологии и химии, а об интегративном подходе к данной проблеме.
Нам кажется небезынтересным опыт ФРГ в решении данной проблемы.
С конца 80-х годов в ФРГ начался, а к настоящему времени уже завершился переход от природоохранительных принципов в образовании к экологическим, что в общих чертах совпадает с аналогичным процессом в нашей стране. Современный подход к школьному экологическому образованию в ФРГ характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школьную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова-ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот-ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь-ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудовое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.
На этих принципах организована система как школьного, так и вообще экологического образования и воспитания в Германии. Совершенно очевиден в данном случае прогресс в процессе экологизации. Экологизация, в свою очередь, тесно связана с экономической жизнью общества. Система взаимоотношений человека и природы здесь строится как система «природа-общество-экономика». Экономизации экологии сопутствует принцип прагматизма, традиционный для западноевропейской культуры в целом. Школа является рабочим местом для учащихся, учителей, для обслуживающего персонала — хозяйством, которое расходует природные ресурсы, потребляет энергию и продукты питания, продуцирует отходы и т.п. Непосредственно в учебном процессе про-слеживается отчетливая ориентация на подготовку учащихся к решению в будущем конкретных локальных задач. Не случайно, школьная экологическая модель земли Нижняя Саксония носит эффективное и выразительное название «Мыслить глобально -действовать локально».
Примечательной чертой экологического образования в ФРГ, начиная со школы, является последовательное увязывание защиты природной среды с политической деятельностью. По этому поводу заметим, что если в Германии политизация природоохранительной деятельности обеспечивает последней дополнительный импульс, то в современной кризисной России, к сожалению, политические страсти наносят экологии и экологической деятельности только ущерб.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии. — Иркутск, 1998.
Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. — М., 1991.
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. — М.,1993.
Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. … канд. пед. наук. -М., 1998.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М., 1995.
Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. — М., 1995.
Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. — М., 1996. — С. 1-12.
Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис…. д-ра пед. наук. — М., 1994.
Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. … канд. философ, наук. — М., 1992.
Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. — М., 1984.
ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Социальная экология» соответствует требованиям образовательных программ по специальностям «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс «Социальная экология» направлен на развитие у студентов общей экологической культуры личности, а также на со-вершенствование профессионально-педагогической культуры будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.