16 Март 2011

Социальная экология




В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пассивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто совершает зло; человек должен не только не оказывать противления злу, но и отвечать на него добром.
Каково же нравственное основание ненасильственного действия, выступающего как миролюбие, как непротивление злу и как творение добра по отношению к ненавидящим? Таким основанием является любовь, которая проявляется в естественном чувстве человеческой благожелательности, в осуществлении добрых дел («вера без дел мертва»). Любовь — это ни естественная привязанность к родным и близким, ни сентиментальное чувство. Любовь -это чистое, просветленное, созидательное приязненное отношение к другим; это образ действий, который вдохновенно и внезапно внушает человеку делать добро всем людям без исключения — как добрым, так и злым; ею обусловлены деяния, совершенные независимо от внешнего влияния, а поэтому независимо от достоинств и недостатков адресата деяния.
В Новом Завете рассматриваются три вида любви: к Богу, к другим людям и к самому себе. Первой заповедью является любовь к Богу, любовь к другим и к себе — производные от любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая органично соединена с первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ближними согласно христианству следует считать всех людей, потому что все они создания единого Бога и произошли от одного человека. Любовь к себе свойственна всякому человеку по естественному закону. Однако любить себя нужно для Бога и в некоторой своей части для ближних; любить ближних необходимо для Бога, а любить Бога нужно для Него самого и больше всего.
Итак, в христианстве мы находим достаточно полную характеристику проблемы ненасилия, отличающуюся от других религий обоснованностью и целостностью, а также нравственной ориентированностью. Гуманизм христианства в этом несомненен: все люди братья, созданные одним Богом, и тот, кто приобщился к Нему, уверовал в Него, будет следовать Его учению, где приоритет отдается добру, а не злу. Что выберет человек — дело его совести, однако, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае, как и в других религиях, его ожидает наказание.
Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордыню; если человек смирился, то сделать ему следующий шаг к ненасилию — не так сложно. Таким образом, условием совершения нена-сильственного действия является смирение. Само ненасильственное действие выступает, с одной стороны, как миролюбие, умение прощать другим грехи, обиды, оскорбления, с другой — непротив-ление злу насилием, с третьей — способность отвечать добром на добро. Основанием нравственного поведения является любовь, прежде всего к Богу, а через Него — к другим людям и самому себе.
ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. — М., 1995.
Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. — М., 1984.
Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. — М., 1989. — С. 76-80.
Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. — М., 1992.
Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие — путь в грядущее. — СПб., 1994.
Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. — М., 1989.
Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. — М., 1989.-С.5-11.
Захаров А. А. Религия и экологический кризис. — М., 1990.
Культура и экология: поиск путей становления новой этики. — М., 1992.
Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. — М., 1997.
Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
Шилин К. И. Экософии религии и этноса. — М., 1997.
Экология и религия. — М.,1994.
ГЛАВА 8 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Экологическая психология — это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук — экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин — социальной экологии и поведенческой географии — характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, воз-никших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.