16 Март 2011

Основы общей экологии




В соответствии с вновь вводимыми стандартами высшего образования, экологию должны изучать студенты всех специальностей в блоке общекультурных дисциплин. Настоящий учебник ставит целью оказать помощь в решении данной весьма актуальной задачи экологического всеобуча. В нем в доступной форме, при максимально возможном сохранении научного уровня, рассматриваются основные вопросы современной экологии. Учебник является результатом обобщения опыта длительной научной работы автора в области экологии и преподавания данной дисциплины студентам всех специальностей (факультетов) Московского государственного открытого педагогического университета.
Предлагаемая читателю первая часть учебника посвящена наиболее значимым вопросам общей, или классической экологии, рассматривающей основные закономерности функционирования природных систем различного ранга (от биосферы до элементарных экосистем и популяций), их устойчивость, энергетику, продуктивность, роль в сохранении жизни и другие свойства.
Во второй части (издается в 1999 году) освещаются проблемы социальной, прикладной и других разделов экологии, связанных с деятельностью человека.
Кроме использования студентами и учителями, будет полезен слушателям уни-верситетов повышения квалификации, учащимся старших классов школ, а также всем лицам, интересующимся вопросами экологии и экологического образования.

Автор: Воронков Н. А.
Рецензенты:
Академик Российской академии образования, д.б.н. И.Д.Зверев.
Проректор Московского института повышения квалификации работников образования, действительный член Международной академии наук, профессор, доктор физико-математических наук Ю.Л.Хотунцев.
Кафедра зоологии и экологии МПГУ, доктор биологических наук, профессор Н.М.Чернова.
ISBN 5-89218-098-0 ISBN 5-93290-008-3
© Издательство «Агар», 1999
© Н.А.Воронков

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ! (вместо предисловия)
Автор учебника, который Вам предлагается, стремится познакомить Вас с началами экологии как науки, пробудить интерес к этой весьма актуальной и интересной отрасли знаний.
В предлагаемой первой части учебника ставится цель показать, по каким закономерностям природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия человека; утвердить Вас в мысли, что среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности, и что сбережение этой среды возможно только при непременном условии сохранения всего разнообразия жизни. Из этого следует, что любые попытки человека и человечества решить свои проблемы существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия жизни), даже самыми современными техническими средствами, однозначно не состоятельны.
Современная среда обитания и свойственная ей жизнь на Земле порождены живыми организмами многих геологических эпох, они же являются и условием продолжения жизни. Неверен даже самый гуманный тезис, провозглашенный человеком: все окружающие существа — братья наши меньшие. Человек в существующем мире — самый младший брат, хотя и щедро наделенный старшими братьями разумом и невиданной силой. Свой разум и силу человек должен использовать не для того, чтобы больше взять у старших братьев, а также из их кладовых, наполнявшихся миллиарды лет, а для осознания того факта, что старшие братья существовали миллионы лет без младшего и могут продолжать существование без него. Младший же без старших не проживет и нескольких дней. Поэтому силу и ум, дарованные ему старшими братьями, он ни в коем случае не должен использовать во вред им, часто немощным и беззащитным перед мощью человека, а в помощь, хотя бы для того, чтобы вернуть долги, залечить раны, искупить свою вину и не повторять ошибок.
Тезис «меньших братьев» неверен и потому, что предполагает учение их уму-разуму. На самом же деле человек должен, наконец, осознать, что ему, и прежде всего ему, есть чему учиться у братьев старших, если не у каждого в отдельности, то уж у коллективного разума — обязательно!
Вторая часть пособия («Социальная и прикладная экология») посвящена рассмотрению тех проблем, которые человек создал мгновениями своей жизни в том мире, который многие миллионы и миллиарды лет жил по своим нормам и правилам; каковы масштабы его деятельности и к чему надо стремиться, чтобы стать равным среди равных и не разрушить наш общий дом. К сожалению, пока далеко не все ясно, что конкретно надо делать для исправления сложившейся и усугубляющейся с каждым днем весьма тревожной ситуации. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого на основе познания себя и мира, в котором мы живем, и прежде всего глубоких экологических знаний. Незнание и равнодушие — дорога в пропасть!