16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




Экологическое образование для радиофизиков в техническом университете должна строиться на основе реалий глобальной экологической ситуации и концепции устойчивого развития, провозглашенной на Совещании глав государств Мирового сообщества в Рио-де-Жайнеро в 1992 г. Содержательный смысл данной концепции заключается в разработке и реализации стратегии перехода к обществу, способному обеспечить условия коэволюции (совместной эволюции) человека и природы. Для разработки такой стратегии необходим научно-практический поиск по следующим направлениям: практическая и инженерная экология; создание новых экологически безопасных технологий; экономико-правовые вопросы природопользования; экологическое воспитание и образование. Среди указанных направлений воспитание и образование является важнейшими.
В настоящее время во многих высших учебных заведениях, в том числе технических университетах, введены курсы по экологии, предоставляющие специальные знания по оценке, ликвидации или минимизации негативных по-следствий применения различных технологий. Следует, однако, признать, что получаемая студентами в рамках дан-ных курсов информация носит отрывочный или узкоспециальный характер. Специалист, получивший такое узкопро-фильное экологическое образование, может работать только над локальной экологической задачей. Между тем, сего-дня уже стало ясно, что в XXI веке потребуется природопользователи нового поколения; подготовленные к решению не только частных локальных задач, но и глобальных экологических проблем.
Воспитание и образование природопользователей нового поколения в настоящее время тормозится по двум ос-новным причинам: во-первых, из-за противоречивости понимания и толкования разными авторами и научными шко-лами многих основных понятий; и во-вторых — из-за отсутствия единой общепринятой концепции экологического об-разования (не только для вузов, но также и для средних школ, не говоря уже о дошкольных учреждениях и послеву-зовской переподготовке или повышении квалификации). Одной из важнейших общегосударственных задач на на-стоящем этапе признается «формирование активной системы пропаганды идеи устойчивого развития и создание соот-ветствующей системы воспитания и образования». Очевидно, что развертывание сценария устойчивого развития в XXI веке невозможно без рационального, экологически обоснованного использования природно-ресурсного по-тенциала страны. Решение подобной задачи по силам только природопользователям нового поколения. Таковыми должны стать, прежде всего, выпускники технических университетов. Именно они в первую очередь являются ответ-ственными за эволюцию техногенеза и проектирование таких природно-технических систем, которые будут способ-ны обеспечить как поступательное развитие цивилизации, так и удовлетворение потребностей современного общества без ущерба будущим поколениям. Экологическая подготовка природопользователей нового поколения в техническом университете должна осуществляться на основе концепции экологического образования.
1.1.10. Роль и место экологического образования в системе подготовки радиофизиков
Экологическое образование в техническом университете должно осуществляться в тесной связи с физическим, инженерно-техническим, экономическим, юридическим и гуманитарным образованием в процессе изучения всех об-щенаучных и общеинженерных дисциплин, в той или иной степени затрагивающих различные аспекты природополь-зования. Очевидно, что в формировании экологического мышления наряду с фундаментальными техническими и ес-тественными науками важную роль должны играть дисциплины экономико-организационно-управленческого цикла, а также гуманитарные и социальные науки. Аналогично, навыки практической экологии должны прививаться парал-лельно и во взаимодействии с инженерно-техническими дисциплинами.
Система экологического образования должна учитывать структуру современного инженерного образования в техническом университете, в частности — его двухступенчатость («бакалавриат-магистратура») и разнонаправлен-ность по специальностям. На уровне бакалавриата экологическое образование всех специальностей должно базироваться на общетеоретическом курсе основ экологии в соответствующем инженерном преломлении, объем и направленность которого следует выбирать с учетом специфики факультетов. В нем должны рассматриваться основные закономерности функционирования природных систем, их структурно-функциональные особенности, включая потоки энергии, круговороты веществ и т.д., основы их имитационного моделирования, а также некоторые прикладные аспекты экологии, которые на отдельных факультетах могут рассматриваться в рамках специальных курсов в соответствии с конкретной специальностью. Важнейшим теоретическим понятием данного общепринятого курса должно стать понятие природно-технической системы (ПТС) (см. рис.).