16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




ў сохранение биосферы — основа существования и развития человеческого общества;
ў сокращение экологического разнообразия в результате непродуманной деятельности человека — одна из важнейших причин экологического кризиса, угрожающего перерасти в экологическую катастрофу;
ў дальнейший рост населения и попытки увеличить благосостояние людей несовместимы друг с другом;
ў ориентация на медленное получение благ без учета дальнейших (возможно — весьма отдален-ных) экологических последствий смертельно опасна;
ў взаимодействие человека с природой должно быть направлено на удовлетворение потребно-стей как человека, так и природы.
1.1.9. Необходимость и особенности экологического образования
Отечественная экологическая научная школа сформировалась в конце XIX — начале XX века практически одно-временно с классической немецкой (созданной автором термина «экология Э. Геккелем) и обладает богатейшими тра-дициями и историей. Труды выдающихся российских ученых В. И. Вернадского, Г. Ф. Морозова, Н. И. Вавилова, В. Н. Сукачева, Г. Ф. Гаузе и др. в значительной степени определили все развитие экологии как науки. При этом, если Э. Геккель никогда не ставил перед экологией прикладных задач, то для наших экологов характерно было стремление поставить эту науку на службе практике и, по широко известному высказыванию Н. И. Вавилова, «навести порядок на Земном шаре». Накопленный научный потенциал вплотную подвел отечественных экологов к решению ряда практи-ческих проблем природопользования. Однако, в период индустриализации развитие отечественной экологии было искусственно заторможено. Главным препятствием для развития отечественной экологической мысли была политиче-ская установка на скорейшее «покорение» природы при одновременном отрицании возможности возникновения эко-логических проблем при социализме. В результате экологи оказались искусственно изолированы от авторов практических инженерных проектов. Экология стала трактоваться как сугубо теоретическая наука, не имеющая реального прикладного значения и не могущая оказать какое-либо воздействие на развитие инженерно-технической мысли. Преподавание этой дисциплины осуществлялось в вузах биологического и географических профилей. Подобное искусственное зауживание интересов экологов Н. Ф. Реймерс справедливо называет «попыткой натянуть на экологию короткие геккелевские штанишки».
В 70-е годы в условиях продолжающейся политизации науки экологический кризис рассматривался как явле-ние, характерное только для капиталистических стран, и был официально объявлен «проявлением общего кризиса капитализма»; социалистическое же общество считалось бескризисным. В середине 80-х годов с началом перестройки впервые было открыто признано существование в социалистических странах ряда острых экологических проблем. Их быстрое решение, однако, оказалось невозможным из-за отсутствия конструктивных предложений как со стороны экологов, так и со стороны представителей технических профессий. Сложившееся к этому времени искусственное размежевание «поля знаний» точных, естественных и гуманитарных наук привело к полному взаимному непониманию ученых и специалистов, работающих в разных областях. Попытки наладить диалог между ними напоминали общение слепоглухонемых. Возникла необходимость в преодолении искусственно возведенных границ между «зонами влияния» различных специалистов для восстановления единого «поля знаний». С этой целью в ряде технических вузов были разработаны программы экологических курсов, начаты подготовительные работы по созданию специализированных экологических кафедр. Важнейшей особенностью экологического образования в технических университетах является, таким образом, необходимость восстановления единого образовательного пространства, объединяющего научный потенциал естественных, технических и гуманитарных наук.
Другой важной особенностью является расширенная трактовка учеными понятия «экология». В университетах Западной Европы и США за этим понятием традиционно сохраняют чисто биологическое содержание. У нас же эко-логия рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, объектом изучения которой являются экосистемы, состоящие из живых и неживых компонентов, между которыми формируются сложные устойчивые связи. Экология в таком понимании отражает разнообразие и целостность мира — живого и неживого. Этим она отличается от других естественных наук, рассматривающих либо живую природу (зоология, ботаника, генетика), либо неживую (физика, химия, геология). Трактовка экологии как системной науки создает благоприятные предпосылки для развития систе-мы экологического образования студентов.