16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




Исторически охрана природы развивалась как система ограничительных мероприятий, на-правленных на сохранение отдельных ландшафтов, памятников природы, ценных объектов, ред-ких и исчезающих растений и животных, сокращение использования тех или иных ценных ресурсов, а также на организацию заповедников, заказников и национальных парков. Понятно, что в современных условиях этого недостаточно. Превратить всю Землю в заповедник нельзя. Поэтому в нынешних условиях на первое место для охраны природы выходит тактика рационального взаимодействия человека и окружающей среды, черпающее свое научное обоснование в экологии.
Основные тенденции современного природопользования могут быть сведены к двум направлениям (см. рис.). Первое направление основано на принципе ограничения вмешательства человека в природную среду. На таком принципе построены модели «человеческого роста», «пределов управления», «лимитированию развития» т.п., которые имеют своей конечной целью уменьшение антропогенного пресса на биосферу в результате ограничения хозяйственной деятельности человека. В качестве критериев оценки состояния при данном подходе, как правило, используются многочисленные ПДК — величины предельно допустимых концентраций тех или иных веществ. Вторая тенденция направлена на радикальную перестройку технологий, создание принципиально новых экологически безопасных технологических процессов (на-пример, в электронике, энергетике, транспорте и др.), избавление от просчетов, приведших к за-грязнению и снижению качества окружающей среды («программа альтернативной науки и техно-логии», модели «замкнутых производств», «сотворчества человека и природы», «коэволюции чело-века и биосферы»).
Обе тенденции в равной степени связаны с экологической переориентацией хозяйственной деятельности человека и повышением ее экологической безопасности. Оба подхода требуют глу-бокого изучения и понимания экологических законов. Экология в обоих случаях выступает, таким образом, в качестве теоретико-методологической базы современного природопользования. Однако, первый подход может быть охарактеризован как сдерживающий дальнейшее развитие человеческого общения и поэтому, по-видимому, тупиковый. Он может быть обозначен как «Консервация без развития». Апологеты данного подхода не учитывают, что максимальная продолжительность жизни при одновременно высоком качестве ОС наблюдаются в наиболее развитых странах Мирового сообщества — Японии, США, Швеции, Германии и др., а не в тех «райских уголках», где не используют электроэнергию, ходят босиком и пьют сырую воду. Конструктивным по своей сути является второй подход, который может быть назван «Развитие без разрушения». Он предполагает дальнейшее развитие, но с использованием экологически безопасных и экологически обоснованным методов хозяйствования. При этом широкое распространение должно получить внедрение природоимитирующих инженерных решений и природно-технических систем. Очевидно, именно данный подход в природопользовании может быть положен в основу стратегии устойчивого развития.
Необходимо подчеркнуть, что экология только в качестве фундаментальной науки служит научной базой природопользования. Только знание фундаментальных экологических законов по-зволяет ответственно и объективно принимать решения по выбору той или иной стратегии хозяй-ствования. С этой точки зрения преподавание в вузах разного рода «энергетических», «промыш-ленных», «химических», «электромагнитных» и прочих «экологий» может выполнять только заве-домо вспомогательную функцию в экологическом образовании студентов. Как правило, эти дис-циплины преподаются специалистами, не имеющих специального экологического образования, и посвящены решению чисто технических вопросов.
При разработке экологических основ природопользования необходимо отдавать себе отчет, что экология является естественной наукой (ни в коем случае — не гуманитарной!). Экологизация природопользования и процесса образования (воспитания) будущих природопользователей ни в коем случае не является синонимом гуманитаризации, вопреки ошибочным утверждением ряда авторов. Гуманитарные науки являются по своему определению антропоцентричными, так как в центр внимания помещают человеческий индивид или общество. Экология же — экоцентрична. Объектом экологии являются экосистемы, даже если человек не является их компонентом. Следо-вательно, экологизация сознания, в отличии от его гуманизации, заключается в усвоении экоцен-трических принципов. В качестве основных экоцентрических принципов следует перечислить следующие положения: