16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




- развить представление о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозмож-ности выживании человека без сохранения биосферы с определенным запасом экологического разнообразия;
- обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельность;
- внедрить новые перспективные «экологически чистые» ресурсов- и энергосберегающие технологии и методы природопользования.
Должны быть созданы условия для формирования экологического мышления, основанного на экологическом императиве. Представление о биосфере как о гаранте жизни человечества должно определять все виды человеческого общества и ее пределы.
Целью экологического образования для радиофизиков в техническом университете является формирование специалиста, который может решить проблемы устойчивого развития и охраны окружающей среды научными и инженерными способами. Это возможно только при интеграции знаний об окружающей среде и предмете профессио-нальной подготовки специалистов, позволяющей предвидеть экономические коллизии и решать экологические про-блемы в рамках их индивидуальной специализации. Предполагается, что выпускник технического университета смо-жет в ходе своей профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия и природно-ресурсного потенциала государства.
Мировой опыт показал, что разработка и реализация сценария устойчивого развития невозможны с использо-ванием только лишь инженерно-технических средств и методов. Необходимо коренное преобразование самого обще-ства, изменение его ценностных ориентаций и приоритетов, что возможно лишь при качественном повышении уровня экологического образования.
Экологическое образование радиофизиков должно быть комплексным, непрерывным и последовательным, строиться на знании основных законов взаимодействия природы и общества и на понимании глобальных экологиче-ских задач. Образовательный процесс в техническом университете должен осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них — общетеоретическое (мировоззренческое). Оно дает будущему специалисту философский фундамент его профессиональной деятельности. Данное направление способствует формированию у студентов технического университета экологического мышления. Второе направление — инженерно-техническое. Оно определяет экономических профессионализм будущего технического специалиста в той или иной отрасли промышленности. Данное направление знакомит студентов с арсеналом средств и методов практической экологии.
Объем и соотношение общетеоретической и практической информации могут в существенной степени разли-чаться на факультетах традиционно сложившихся в техническом университете «научно-исследовательского» и «инженерно-практического» направлений, не говоря уже о факультетах и кафедрах экономического и гуманитарного направлений. На всех без исключения факультетах существенное внимание должно уделяться гуманитарным аспектам экологии, с привлечением информации из области культурологии, искусства и религии. Целесообразно расширенное трактование понятия «экологическое разнообразие», с включением в него культурных аспектов разнообразия.
1.1.8. Экология и охрана природы, экология как научная база природопользования
Эксплуатация природных ресурсов и природных систем без понимания и учета взаимоотно-шения процессов, вызванных техническим прогрессом, с органическим миром (биосферой) неиз-бежно ведет к необратимым отрицательным последствиям.
Очень точно эту ситуацию характеризовал Ф. Энгельс: «Не будем … обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредсказуемые последствия, которые очень часто уничтожают значение первых «.
Экология является научной основой для грамотной рациональной охраны природы от вред-ных антропогенных воздействий. В последнее время в связи с этим выделяют так называемую «промышленную экологию» или «инженерную экологию». Под инженерной экологией, например, понимается система инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества среды в условиях растущего промышленного производства. Речь идет не о каких-то новых на-правлениях развития экологии, а об инженерной охране окружающей среды, которая реализуется техническими средствами. Решение экологических задач инженерными методами возможно лишь в том случае, если специалист владеет определенными знаниями в области экологии, позволяю-щими ему оценивать свое производство с экологических позиций, т. е. обладает необходимым каж-дому экологическим мышлением.