16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




В принципе эмерджентности смысл экологии. Экология изучает надорганиз-менные образования, и она не может быть заменена чистой биологией, изу-чающей отдельные организмы и более низшие уровни жизни.
Однако необходимо различать эмерджентные свойства и совокупные свойства, представляющие собой сумму свойств компонентов. И те, и другие — свойства целого, но совокупные свойства не включают новых или уникальных особенностей, возникающих при функционировании системы как целого.
1.1.6. Классификация в экологии
Экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследова-ния. Например, выделяют экологию человека и животных, экологию растений, экологию микроорганизмов. По средам различают гидроэкологию и экологию суши.
Экология как наука опирается на большое число других естественных наук, используя их аппарат и терминологию. В связи с этим в последние годы введены понятия «географическая экология», «химическая экология», «математическая экология», «радиофизическая экология», «глобальная экология» (экология для биосферы) и т. п.
В настоящее время интенсивно развивается направление экологических исследований, связанных с загрязнением природной среды. Особый статус имеет экология человека и человеческого общества. Под экологией человека понимают комплексную дисциплину, исследующую общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы, влияние природной среды на человека и группы людей.
В связи с выходом человека за пределы Земли, что порождает совершенно новые экологические проблемы, возникла космическая антропоэкология.
Сложны и многообразны взаимоотношения человека и промышленного производства, где возникают своеобразные режимы температуры, шума, освещенности, облучения и других экологических факторов. Наука о взаимодействии человека и машины получила название эргономики и является частью охраны труда.
Некоторые гуманитарные экологи выделяют специфические подразделы экологии. «Экология души» исследует вопросы экологичной этики. «Экология культуры» занимается экологизацией искусства, дипломатии. «Экология науки» вводит экологическое мышление в научное творчество. И так далее, аналогичным образом вводятся экологии и других разделов гуманитарной деятельности человека. Гуманитарные экологи, поддерживаемые влиятельными политическими деятелями, заговорили вообще об экологизации мышления, то есть о навязывании человечеству определенного образа мышления в связи с тем, что напряженность отношений «человек-природа» достигла предельного уровня и в интересах всего человечества снизить это напряжение совместными усилиями всех людей. Они считают, что ядром экологичного образования должна стать социальная экология — междисциплинарная отрасль знаний про отношения в системе «природа-человек».
Все эти перечисленные, казалось бы, отдаленные отрасли знаний объединяет одно общее: их экологичность. Все они базируются на своеобразной «азбуке», включающей ряд терминов, понятий, их определений, общих законов и их формулировок. Знание этой азбуки, умение ею пользоваться в своей работе сегодня обязательно для каждого специалиста.
1.1.7. Задачи экологии
Из приведенных выше определений очевидны и многообразные задачи экологии как науки:
1) исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом;
2) создание научной основы рациональной эксплуатации биологических и зем-ных ресурсов, прогнозирования изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере, и сохранение среды обитания человека;
3) регуляция численности популяций;
4) разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения отрицательно влияющих на человека средств борьбы с вредными видами;
5) экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта, в том числе индикация загрязнения природных сред;
6) восстановление нарушенных природных систем;
7) переход от промысла к хозяйству;
8) сохранение (консервация) эталонных участков биосферы.
Для радиофизиков задачи экологии как учебной дисциплины несколько видоизменяются. Поскольку в процессе своей профессиональной деятельности радиофизик неизбежно будет влиять на живые организмы и окружающую среду, он должен понимать структуру и законы природы, чтобы свести к минимуму негативные последствия своей деятельности.
Задачи экологического образования во многом определяются Примерной программой дисциплины «Экология» и могут быть сформулированы следующим образом: