16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




Общетеоретический курс основ экологии наряду с лекциями должен также включать практические и лабора-торные занятия, а его место в учебном плане определяется необходимостью логической связи с дисциплинами есте-ственно-научными и общеинженерных циклов — поэтому его целесообразно включать в учебный план уже после за-вершения курсов физики, химии и некоторых курсов общеинженерного цикла, то есть на 3 — 4 курсах. Такой базовый курс в равной степени необходим студентам любой специальности, поскольку направлен на формирование экологического мышления будущих специалистов и готовит их к соответствующему восприятию других обще-технических и профильных дисциплин.
На уровне магистратуры осуществляется подготовка студентов в области практической экологии с даль-нейшей специализацией по научно-практическим интересам. Таким образом, основной принцип экологического образования может быть сформулирован как «от общего к частному».
В зависимости от требованиям, предъявляемых к экологическому образованию на разных уровнях подготовки и обучения в техническом университете, общий объем экологической информации может быть подразделен на следующие блоки:
» Фундаментальный блок: формирование экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа». Основные курсы: общая экология; основы инженерной экологии; глобальные экологические проблемы; экологический мониторинг.
» Общетехнический и общеинженерный блок: формирование экологически грамотного отношения к природе (мотивация действий, готовность осознанно выбирать те или иные стратегии поведения в биосфере). Основные курсы: охрана окружающей среды; основы рационального природопользования; экологический инжиниринг.
1.1.11. Основные экологические определения и понятия
Экология, как всякая молодая наука, не обладает большим объемом аксиоматичности. Она допускает ряд спорных положений, необщепринятых формулировок и т.п. Вместе с тем, совершенно недопустимыми для специалистов являются сущностные ошибки, противоречия, неадекватное отражение объективной реальности. Проблема понимания является одной из ключевых проблем. Для ее решения целесообразно составление краткого словаря, поясняющего, что понимается под тем или иным термином.
АНТРОПОЭКОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА) — раздел экологии, изучающий взаимодействие человечества как части биосферы Земли с остальной ее частью, называемой средой, имеющей целью формулирование условий, обеспечивающих выбор такой стратегии развития человечества, которая позволит ему найти цивилизованный выход человечества, созданного его собственными неконтролируемыми действиями в течении двух последних столетий.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ — состояние, при котором взаимодействие природного комплекса и че-ловека определяется как устойчивое (гомеостатическое).
ГОМЕОСТАЗ — состояние подвижного равновесия (или устойчивого неравновесия) экосистемы, поддерживае-мое сложными приспособительными реакциями входящих в нее живых организмов.
ДЕТИОРИЗАЦИЯ — деградация, снижение биопродуктивности и экологического разнообразия экосистем.
ЕМКОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ — максимальное количество вещества, которое может быть вовлечено экоси-стемой (или природно-технической системой) в круговорот без нарушения стабильного состояния (гомеостаза) в кру-говорот без нарушения стабильного состояния (гомеостаза) и способности к саморегуляции.
ИДЕОЛОГИЯ — осознанное, сформулированное, канонизированное групповое МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — ясное понимание экологических проблем и убежденность в личной ответ-ственности каждого за состояние и будущее биосферы и человечества как ее части. Составной частью экологиче-ского императива является признание необходимости УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
ИНЖИНИРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — механизм обеспечения оптимального и кратчайшего по времени пути от теоретической постановки задачи регулирования экологических процессов до ее реального выполнения в виде техни-ческих устройств или технологий.
КАТАСТРОФА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ — неуправляемая ситуация, возникающая вследствие ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА, приводящая к непредотвратимым тяжелым последствиям вплоть до возникновения на Земле условий, не-пригодным для жизни людей.
КАЧЕСТВО СРЕДЫ — степень соответствия природных условий потребностям живых существ (включая лю-дей).
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — базовая идея, положенная в основу формирования сис-темы взглядов и процесса обучения экологии.
КРИЗИС ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — переломный момент, острое состояние в развитии биосферы, характеризующее-ся дестабилизацией динамического равновесия, вызванными необдуманным стихийным развитием человечества.