16 Март 2011

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»




Экология — слово которое лет пять назад мало кто знал, и слово которое сей-час у всех на устах. Но наверное мало кто знает что в действительности знает ис-тинное значение этого слова. Данный курс не только раскроет всю глубину этого понятия, но и позволит по-новому взглянуть на мир, на окружающие нас явления, на которые до сих пор не обращали внимания, или считали их недостойными внимания. Этот курс будет полезен не только специалистам из области экологии и стыкающихся с экологией областей, но и любому рядовому человеку.
Глобальный масштаб и общемировая значимость экологических проблем в настоящее время общепризнанны. Устойчивость земной биосферы нарушена в результате экологически непродуманной деятельности человечества. Значительная часть природных и подавляющее большинство искусственных экосистем находятся в неустойчивом, кризисном состоянии. Нарушаются условия нормального функционирования различных подсистем биосферы, их «сосуществования» и совместимости. Обострение кризиса может обернуться экологической катастрофой, реально угрожающей развитию человечества в XXI веке. Активная экологическая политика государств всего Мирового сообщества, направленная на ликвидацию этой угрозы и стабилизацию экологической ситуации, является насущной потребностью современности. При этом одинаковую важность имеют как глобальные, так и локальные аспекты экологических проблем.
Одним из важнейших компонентов экологической политики является подго-товка специалистов, способных решать экологическую задачу самого разного масштаба. Предотвратить экологическую катастрофу возможно лишь при условии, что на Земле сформируется «критическая масса» людей, воспитанная в духе критического императива, то есть осознающих наличие угрозы, знающие пути ее предотвращения и готовых к адекватным действиям. Очевидно, ключевая роль в подготовке таких специалистов в XXI веке должна принадлежать техническим университетам, располагающим достаточным для этого интеллектуальным потенциалом. Это диктуется всей логикой решения экологических проблем, требующих не только фундаментального ученого подхода, но и практического технического воплощения.
Экологическое образование в техническом университете перестает быть эле-ментом сопровождения, «фоновым компонентом» существующей образова-тельной схемы и становится доминантной во всех разделах образовательных стандартов и технологиях обучения. Новая образовательная цель, в соответствии с необходимостью формирования экоцентристкого мировоззрения может быть сформулировано как «от образования об окружающей среде — к образованию для окружающей среды». Достижение новой образовательной цели невозможно с помощью одних лишь косметических мер; оно требует введение экологического императива в оболочку общеобразовательных программ. Таким образом, дан-ный курс по основам экологии, читаемый студентам радиофизических специальностей, направлен на обеспечение и поддержку идеи устойчивого развития, не разрушающего окружающую среду, а сохраняющего земную биосферу как общий дом человечества, то есть на развитие без разрушения.

1. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ
1.1. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН
1.1.1. Актуальность изучения экологии
Последняя сотня лет развития человеческого общества характеризуется все более интенсивным и ускоряющимся ростом по всем показателям. Резко выросла численность населения Земли, которое на данный момент больше, чем 6 млрд. человек (в 1992 г. — 5.4 млрд., в 1997 г. — 5.8 млрд.). Чтобы удовлетворить потребности всей этой массы людей ещё более быстрыми темпами росло промышленное производство и сельское хозяйство. Кроме экстенсивного роста численности населения наблюдается и интенсивное возрастание потребностей человека. Там, где раньше человек мог быть удовлетворён малым, сегодня ему требуется значительно больше. Выросли стандарты жизни. Современное постиндустриальное общество можно характеризовать как общество потребления. Современное производство максимально ориентировано на то, чтобы в полном объёме удовлетворить любую потребность человека.
Такой экстенсивный рост человеческого общества и промышленного производства неизбежно столкнулся с проблемой ограниченности планеты Земля и её ресурсов. Удовлетворяя всё больше новых потребностей человека, производство незаметно и необратимо при этом уничтожала природные ресурсы, которые необходимы для удовлетворения естественных потребностей человека, к которым человек привык, не замечая их, и без которых человек индустриального общества не может обойтись. И на то, что раньше человек индустриального общества мог не обращать внимание, человек постиндустриального общества вынужден был обратить внимание. Он вынужден был остановить свой взгляд на окружающей его природе, по сути его природном доме.