19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Эти заключения могут публиковаться в средствах массовой
информации и передаваться всем заинтересованным лицам.
Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут от-
ветственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в
соответствии с законодательством РФ.
Глава 10. Экономический механизм охраны окружающей
природной среды
В новом Законе «Об охране окружающей среды» закреплены методы
экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к
которым относятся:
. разработка государственных прогнозов социально-экономического
развития на основе экологических прогнозов;
. разработка федеральных программ в области экологического раз-
вития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъ-
ектов РФ;
. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей сре-
ды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
. установление платы за негативное воздействие на окружающую
среду;
. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и
микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребле-
ния и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
. проведение экономической оценки природных и природно-
антропогенных объектов;
. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду;
. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших
существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании
вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении
иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с зако-
нодательством РФ;
216
. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятель-
ности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану
окружающей среды;
. возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
. иные методы экономического регулирования по совершенствова-
нию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 «Об ут-
верждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, лимитов использования природных ресурсов размещения отходов»’
утвержден указанный Порядок.
Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона РФ от 10 янва-
ря 2002 г. «Об охране окружающей среды».
Наряду с экономическими методами регулирования охраны окру-
жающей среды применяются и административные методы, которые в связи
с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в зна-
чительно меньшем объеме, чем раньше.
Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществ-
ляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении эко-
логических требований законодательства РФ.
Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами
субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического
регулирования охраны окружающей среды.
Важными элементами регулирования экономического механизма яв-
ляются планирование и финансирование материально-технического обес-
печения мероприятий по охране окружающей среды.
Планирование мероприятий по охране окружающей среды и эколого-
пользованию осуществляется в составе программ, прогнозов экономиче-
ского развития на основе проектов концепций, программ и планов отрасле-
вого и территориального социально-экономического развития.
Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей
среды, а также многочисленных экологических программ производится за
счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а
также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального,
территориального и местного внебюджетных экологических фондов; вне-
бюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природ-
ных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков, доб-
ровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других ис-
точников финансирования.
Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реа-
лизацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Ми-
217
нистерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налого-
выми органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.
Плата за экологопользование включает плату за использование от-
дельных видов природных ресурсов, воздействие на окружающую среду.
Плата за использование отдельных видов природных ресурсов взима-
ется за право пользования отдельными видами природных ресурсов, а так-
же их использование в пределах установленных лимитов и сверх установ-
ленных лимитов.