19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Он от-
личается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач,
определенных общим положением о министерстве и специальными положе-
ниями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контроль-
ных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность пред-
приятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и та-
кие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно.
Надзор за исполнением законодательства РФ в сфере экологополъзо-
вания и охраны окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор
РФ и подчиненные ему прокуратуры. Специализированные природоохран-
ные прокуратуры создаются с учетом бассейнового или административного
районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.
Термин «экспертиза» происходит от латинского expertus – опытный.
Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо
210
вопросов, решение которых требует специальных познаний в области нау-
ки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количест-
венные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся
непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях спе-
циалистов.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» экологиче-
ской экспертизе посвящена всего одна статья.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответ-
ствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в об-
ласти охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экс-
пертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспер-
тизе.
Как сказано в ст. 1 Федерального закона «Об экологической эксперти-
зе», принятого Государственной Думой 19 июля 1995 г., экологическая экс-
пертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимо-
сти реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения
возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окру-
жающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и
иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государст-
венной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объ-
екта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на ок-
ружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его
последствий; обязательности учета требований экологической безопасно-
сти при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты
информации, предоставляемой на экологическую экспертизу; независимо-
сти экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих
полномочий в области экологической экспертизы; гласности, участия об-
щественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
научной обоснованности, объективности и законности заключений эколо-
гической экспертизы; ответственности участников экологической экспер-
тизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество эколо-
гической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляется государственная экологи-
ческая экспертиза и общественная экологическая экспертиза, которая
входит в компетенцию МПР РФ.
Одним из основных рычагов государственного регулирования защиты
окружающей среды и природных ресурсов России является организация и
211
проведение государственной экологической экспертизы, главная цель
которой – осуществление предупредительного контроля в области охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Государственная экологическая экспертиза производственно-
хозяйственной и иной деятельности является одной из форм санкционирова-
ния государством тех или иных видов деятельности, пространственного раз-
мещения объектов, используемых в хозяйственной и иной деятельности. Эта
экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной
деятельности требованиям экологической безопасности общества.
Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с
требованиями законодательства РФ документация. Документация, выпол-
ненная без указанных требований, на государственную экологическую экс-
пертизу, как правило, не принимается.
Заключение экспертизы является официальным документов Минприроды
РФ или его территориальных органов, подписанным его руководителем и за-
визированным руководителем соответствующего экспертного подразделения,
содержащим отношение к выводам экспертной комиссии (группы).