19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Так, ГОСТ 17.1.1.04-80 «Охра-
на природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водо-
пользования» дает возможность, с одной стороны, исключить ошибки в
ходе применения этого стандарта, а с другой – является базой для выработ-
ки новых стандартов: для устранения нецелевого использования данных
водных источников, установления правил содержания водозаборных уст-
ройств, сбора проб на проверку состояния источников и т.п.
Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила,
они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, за-
нимают свое собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как
от законодательных актов, так и от актов подзаконного характера.
Глава 9. Экологический контроль и экологическая экспертиза.
Экологический контроль как способ организационно-правового
обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологиче-
ской системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой ак-
тивное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их
устранения, в то время как мониторинг ограничивается сбором информа-
ции (ст. 64–69 Закона).
Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения дея-
тельности экологопользователей в соответствии с экологическими усло-
виями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, ут-
вержденной в установленном порядке.
Экологический контроль – одно из проявлений экологической функ-
ции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по
использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению
экологической безопасности общества. Различают:
1) информационный контроль – сбор и обеспечение информации
для передачи ее соответствующим государственным органам в целях при-
нятия предупредительных или карательных мер;
2) предупредительный контроль – предотвращение вредных последст-
вий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприя-
тий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;
3) карательный контроль – применение мер государственного при-
нуждения к нарушителям.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятель-
ность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и
воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а
также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исклю-
чительной экономической зоны под юрисдикцией РФ.
207
Государственный экологический контроль осуществляют: федераль-
ные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти
субъектов РФ; Министерство природных ресурсов РФ и Л территориаль-
ные органы; органы Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Минздрава РФ.
Компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов
санитарно-эпидемиологического надзора в области государственного эко-
логического контроля определяется законодательством РФ и соответст-
вующими нормативными правовыми актами.
Главными задачами государственного экологического контроля явля-
ются:
. проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране
окружающей среды;
. выявление нарушений экологических требований при подготовке,
принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятель-
ности; проверка выполнения экологопользователями норм (норматив и
правил) экологопользования и качества окружающей среды. Государствен-
ный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных
ресурсов осуществляется с целью проверки соблюдения хозяйствующим
субъектом нормативов использования отдельных видов природных ресур-
сов и природных объектов, а также выполнения мероприятий по воспроиз-
водству и охране природных ресурсов. Этот контроль осуществляется спе-
циально уполномоченными федеральными органами государственной вла-
сти в области регулирования использования и охраны отдельных видов
природных ресурсов. Должностные лица органов государственного эколо-
гического контроля имеют право: беспрепятственно посещать предприятия,
учреждения, организации, охраняемые природные территории, другие объ-
екты, расположенные на территории, в территориальных водах, на конти-
нентальном шельфе и в исключительной морской экономической зоне РФ;
во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами
проверять транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае
нарушения ими экологических норм и правил, а также останавливать и ос-
матривать российские и иностранные суда, другие плавучие средства, ис-
кусственные острова для проверки фактов нарушения требований природо-
охранного законодательства и задерживать плавучие средства до решения
вопроса о компенсации ущерба в случае установления нарушения;
.