19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Нормативные документы, содержащие нормы качества окружающей
среды и природопользования, регистрируются Госкомитетом РФ по охране
окружающей среды в рамках природоохранных нормативных документов.
В соответствии с Законом РФ от 10 июня 1992 г. «О стандартизации»
Положением о Государственном комитете РФ по стандартизации и метро-
логии последний является специально уполномоченным органом государ-
ства в области стандартизации. На него возлагается обеспечение измерений
в РФ, которое осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об обеспече-
нии единства измерений».
В составе Государственного комитета по охране окружающей среды
указанная деятельность осуществляется специальным подразделением –
Метрологической службой.
Госстандарту РФ поручено предусматривать в планах государственной
стандартизации разработку комплекса общетехнических стандартов по охра-
не окружающей среды и рациональному использованию природных ресур-
сов. С 1 января 1977 г. в России в действие был введен ГОСТ 17.0.0.01-76
«Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования
природных ресурсов», который является генеральным стандартом для при-
родоохранной стандартизации. В его развитие были приняты ГОСТ
17.2.1.04–77 «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические
факторы загрязнения. Промышленные выбросы. Термины и определения.
Сброс – поступление вещества в сточных водах в водный объект»; ГОСТ
17.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Ос-
новные термины и определения»; ГОСТ 17.2.3.02–78 «Охрана природы. Ат-
мосфера», который установил предельно допустимые выбросы (ПДВ) вред-
ных веществ промышленными предприятиями для каждого источника за-
грязнения; ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера», определяю-
щий общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.
Система стандартизации природоохранной деятельности имеет три
основных направления:
а) определение экологических нормативов предельных воздействий на
окружающую среду. Принципы формирования нормативов ПДК впервые
нашли закрепление в ст. 10, 11, 13 Закона РФ «Об охране атмосферного
205
воздуха» (ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих ве-
ществ, ПДУ – предельно допустимые уровни вредных физических воздей-
ствий на атмосферу и ПДВ – предельно допустимые выбросы загрязняю-
щих веществ), за нарушение которых предусмотрена административная, а в
некоторых случаях и уголовная ответственность.
Нормативы ПДУ (методы их определения и виды источников) разра-
батываются, вводятся в действие и изменяются МПР РФ совместно со спе-
циально уполномоченными органами в области использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды, а также органами санитарно-
эпидемиологического надзора. Государственного земельного комитета,
Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окру-
жающей среды и др.
Производственные нормативы воздействия на окружающую среду ут-
верждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов.
Для определенных сфер общественной жизни устанавливаются специ-
альные правила стандартизации. Так, нормативы ПДВ для транспортных и
иных передвижных средств и установок вводятся в действие государствен-
ными отраслевыми органами по согласованию с названным выше органом
и его территориальными органами совместно с Минздравом РФ.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов опре-
делен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. «Об утвер-
ждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов вы-
бросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. утвержден
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ок-
ружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного
воздействия;
б) определение эколого-организационных стандартов, т.е. основные
требования к организации охраны окружающей среды. Например: ГОСТ
17.1.3.03-77 «Охрана природы. Правила охраны водных объектов при лесо-
сплаве» определяет охранительный процесс данной деятельности; ГОСТ
17.2.3.01-77 «Охрана природы. Правила контроля качества воздуха населенных
пунктов» – правила реализации охранительной деятельности и т.п.
Стандартизация природоохранительной деятельности способствует
единообразному подходу к этой сфере эколого-хозяйственной деятельно-
сти, что обеспечивает согласованность усилий субъектов экологических
правоотношений в масштабе всей страны с ее отличающимися разнообраз-
ными регионами;
в) стандартизация экологической терминологии, имеющая вспомо-
гательное значение и позволяющая установить единообразные понятия,
206
которые, в свою очередь, способствуют как выработке новых стандартов,
так и эффективной реализации имеющихся.