19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Функция контроля за использованием и охраной природных
объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в
области экологопользования и охраны окружающей природной среды, по-
скольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и
принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не дос-
тигнут цели.
В целом же контрольную функцию можно охарактеризовать следую-
щим образом:
а) данная функция распределена между значительным кругом органов.
Например, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общий
контроль за охраной природы; Минздрав РФ – санитарный контроль за
природными объектами; Министерство сельского хозяйства РФ – ветери-
нарный и фаунистический контроль и т.п.;
199
б) порядок осуществления контрольных функций и компетенция орга-
нов, осуществляющих их, урегулированы специальными нормативно-
правовыми актами. Так, государственный контроль за использованием и
охраной земель урегулирован постановлением Правительства РФ, которым
утверждено Положение о порядке осуществления этого контроля. Анало-
гичные положения имеются и в отношении других природных ресурсов;
в) поскольку деятельность государственных органов, осуществляю-
щих контрольную функцию, урегулирована законом, то в случае наруше-
ния законности может вмешиваться Прокуратура РФ, осуществляющая
высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах. Напри-
мер, в аппарате Прокуратуры РФ имеется Управление по охране окружаю-
щей среды.
Множественная расчлененность государственной функции контроля
за экологопользованием и охраной окружающей среды на подфункции обу-
словлена сложностью и специфичностью задач, вытекающих из бесконеч-
ного разнообразия природных объектов. Разделение контрольных под-
функций должно быть объединено единой организацией, роль которой ис-
полняют органы местного самоуправления субъектов Федерации, Феде-
ральное Собрание, Правительство РФ.
7. Функция разрешения споров о праве экологопользования обу-
словлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и
организациями выделенных им в собственность, пожизненное наследуемое
владение, пользование и аренду различных природных объектов. Эти спо-
ры можно подразделить на следующие виды:
а) споры о предоставлении природных объектов в собственность, вла-
дение, пользование или аренду. Например, все граждане имеют право на
получение земельного участка на указанном ими титуле. И отказ в его пре-
доставлении может быть обжалован гражданином в суд;
б) споры об изъятии природных объектов для государственных или
муниципальных нужд. Так, несогласие пользователя земли с решением ор-
ганов местного самоуправления об изъятии участка дает ему право обжа-
ловать это решение в судебном порядке;
в) споры о порядке пользования природным объектом, об устранении
нарушений в этих отношениях. Так, пользователь земли вправе требовать
по суду устранения препятствий, чинимых ему соседними пользователями
земель и иных природных объектов, поскольку пользование природным
объектом не должно нарушать права других лиц;
г) споры о возмещении убытков, причиненных нарушением прав при-
родопользователя, в том числе и правомерным действием. Например,
убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участ-
ков, а также ограничением прав собственников, землепользователей;
200
д) иные споры, связанные с пользователями природными объектами.
Так, споры о праве собственности, землепользовании или аренде находятся
в сфере гражданско-правовых отношений, однако имеют значение для
функций государственного регулирования экологопользования и охраны
окружающей среды.
Споры в области охраны окружающей природной среды между пред-
приятиями, учреждениями, организациями разрешаются арбитражными су-
дами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан
подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненно-
го окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются судом
или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Споры в области охраны окружающей природной среды между пред-
приятиями, учреждениями, организациями, расположенными на террито-
рии республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автоном-
ной области и автономных округов, рассматриваются комиссиями, обра-
зуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных рес-
публик в составе Российской Федерации и других субъектов РФ.