19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Например, отвод земельного участка осуществляется в порядке
землеустройства, предоставление участков лесного фонда в пользование –
в порядке лесоустройства (см. ЛК РФ), предоставление участков недр – в
порядке горного отвода (ст. 7 Закона о недрах).
Помимо указанных распределительно-перераспределительных функ-
ций законом предусмотрены функции отнесения тех или иных природных
объектов к категориям, видам, группам, что изменяет правовой статус дан-
ных объектов. Так, земли в зависимости от экономической и экологической
функций разделяются на семь различных категорий; леса – по видам и
группам (см. ЛК РФ); водные объекты – по целевому их назначению (для
197
питьевых и бытовых нужд населения; для лечебных, курортных и оздоро-
вительных целей; для промышленных целей и т.п.).
В силу такой распределительно-перераспределительной государствен-
ной деятельности природный объект, получив определенный статус, не
может использоваться иначе.
В некоторых случаях отнесение природного объекта к той или иной
категории или группе одновременно служит определением границы земель,
занятых этим объектом.
Таким образом, распределительно-перераспределительная функция
выражается как в предоставлении природных объектов гражданам и орга-
низациям, являющимся экологопользователями, так и отнесении природ-
ных объектов к тем или иным категориям, группам и иным видам, опреде-
ляющим статус их использования.
4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из по-
ложения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего
поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не
допускать их полного истощения.
Данная функция осуществляется в управлении экологопользованием и
охраной окружающей среды по следующим направлениям:
а) установление специальных правил по воспроизводству природных
объектов. Например, землепользователи обязаны повышать плодородие
почв, предприятия гослесхоза – производить лесоразведение и лесовосста-
новительные работы, водопользователи – восстанавливать и улучшать ка-
чество вод и т.п.;
б) контроль за соблюдением этих правил органами государственного
регулирования и стимулирования соблюдения этих правил мерами эконо-
мико-правового воздействия. Так, законом предусмотрена система госу-
дарственного контроля за обеспечением природовосстановительных меро-
приятий всеми гражданами, организациями и иными лицами, выделение
бюджетных средств на восстановление земель, нарушенных не по вине
землевладельцев или землепользователей, освобождение от платы за зе-
мельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения,
или на улучшение их состояния в период, предусмотренный проектом про-
изводства работ, и т.п.;
в) установление такого режима экологопользования, при котором
уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их при-
родной функции.
Функция воспроизводства реализуется преимущественно неправовыми
формами: обеспечение необходимыми мелиорантами для восстановления пло-
дородия почв, поставка необходимой лесопосадочной техники; мелиоративные
работы по созданию новых водоемов и т.п., поскольку для ее реализации необ-
ходимы определенные затраты и материальные средства.
198
Правовые формы данной функции реализуются преимущественно ор-
ганизационным путем, причем в связи с расширением местного самоуправ-
ления у данных органов расширяются полномочия в реализации этой
управленческой функции.
5. Функция пространственно-территориального устройства при-
родных объектов обусловлена их природными свойствами: объемом, рас-
положением в пространстве и неподвижностью. Необходима привязка про-
изводственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно сущест-
вующим и неподвижным условиям той или иной местности. С этой целью
законом предусмотрено землеустройство, лесоустройство, установлены
ограничения и запреты в пользовании животным миром на определенных
территориях.
В функции территориально-пространственного устройства осуществ-
ляется увязка экологических и экономических интересов. Поэтому данная
функция выделена в особый раздел практически во всех головных приро-
доресурсовых актах и является специальным институтом в экологическом
праве.
Территориально-пространственное устройство можно назвать право-
вым механизмом, обеспечивающим взаимодействие общества и природы,
гармоничное экономическое и экологическое развитие всех сфер человече-
ской жизни.
Территориально-пространственное устройство выражается в рацио-
нальном (с экологических и экономических позиций) отводе природных
объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности, а следова-
тельно, в размещении, расстановке средств производства с учетом условий
и особенностей природных объектов, которые с момента отвода начинают
также играть роль средств производства в качестве пространственного ба-
зиса или сырьевого придатка.
6.