19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




С целью эколого-экономической оценки эффективности экологополь-
зования в границах административно-территориальных образований Мин-
природы РФ совместно со специально уполномоченными государственны-
ми органами РФ в области регулирования, использования и охраны отдель-
195
ных видов природных ресурсов и органами исполнительной власти субъек-
тов РФ начинает формировать комплексные территориальные кадастры
природных ресурсов и природных объектов, которые разрабатываются на
основе показателей отдельных кадастров природных ресурсов и данных
экологического мониторинга и представляют собой систематизированный
свод данных о природоресурсовом потенциале конкретной территории и
его использовании.
Порядок формирования и финансирования ведения комплексных тер-
риториальных кадастров природных ресурсов и природных объектов опре-
деляется Правительством РФ.
2. Функция планирования мероприятий по использованию и ох-
ране природных объектов вытекает из потребности рационального и эф-
фективного использования и охраны природных объектов.
В настоящее время планирование мероприятий по охране окружаю-
щей среды осуществляется в составе проектов концепций, программ и пла-
нов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
проектов государственных целевых программ разных уровней в области
охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизвод-
ства отдельных видов природных ресурсов (экологических программ); про-
ектов государственных целевых программ неотложных мер по улучшению
состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки
и здоровья населения; проектов комплексных программ научных исследо-
ваний в сфере природопользования и охраны окружающей среды; градо-
строительной документации (проектов генеральных планов городов, проек-
тов и схем детальной планировки и т.д.);
документации по созданию новой техники, технологии, материалов и
веществ; предпроектных обоснований инвестиций и проектов строительст-
ва новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов, независимо
от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей
среды, а также экологических программ производится за счет федерального
бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов;
средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, террито-
риального и местного внебюджетных экологических фондов;
внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов
природных ресурсов; фондов страхования (как добровольного, так и обяза-
тельного); кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных
инвестиций и других источников финансирования.
Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реа-
лизацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Ми-
196
нистерством природных ресурсов совместно с финансовыми и налоговыми
органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.
Экологическое аудирование представляет собой независимую, сис-
тематическую, документированную и объективную проверку деятельности
предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и
оборудованием, предназначенными для предотвращения вредного воздей-
ствия на окружающую среду. Оно осуществляется за счет собственных или
привлекаемых средств предприятий, учреждений или организаций. Услуги
по его проведению относятся к видам предпринимательской деятельности
природоохранного назначения и подлежат лицензированию.
3. Функция распределения и перераспределения природных объ-
ектов обусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны
необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений соб-
ственности (там, где она допускается) на данные природные объекты.
Включение осуществляется путем предоставления природных объек-
тов на право собственности, владения, пользования либо аренды, которые,
в свою очередь, можно подразделить на виды.
Законодательством предусмотрена процедура распределительно-
перераспределительной деятельности государства, которая осуществляется
на уровнях:
а) планирования, распределения земельных участков и других при-
родных объектов. Так, генеральным планом города планируется изъятие
той или иной городской свободной земли под застройку;
б) решения вопросов об отводе земельных участков и других природных
объектов в собственность, пользование и аренду. Так, при предоставлении зе-
мельных участков предусмотрены такие стадии, как возбуждение дела о пред-
варительном согласовании места расположения объекта и размеров намечае-
мой к изъятию земельной площади; проведение этих работ; принятие соответ-
ствующих решений о предоставлении участка в пользование;
в) непосредственного осуществления отвода границ предоставляемого
объекта (части объекта) в собственность, землевладение, пользование или
аренду.