19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




По нашему мнению, государственный экологический кадастр
представляет собой систему необходимых и достоверных сведений и доку-
ментов о природном, хозяйственном и правовом положении природных ре-
сурсов, распределении природных ресурсов по их пользователям.
Помимо установленного законом правового механизма учета природ-
ных ресурсов и их состояния, учетная информация формируется в сводном
документе – Государственном ежегодном докладе «О состоянии окружаю-
щей природной среды в РФ», который представляется в Правительство РФ
и публикуется в российской экологической газете «Зеленый мир».
Учет природных ресурсов отличается от планирования и прогнозиро-
вания тем, что в нем не показываются возможные изменения в состоянии
природных ресурсов.
Единого кадастра всех природных объектов в стране пока нет в силу
того, что учитываемые в кадастрах природные объекты разнородны и тре-
буют различных форм и методов кадастрового учета.
Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в
следующем:
а) учет природных объектов ведется, как правило, по натуральной фор-
ме, например земли учитываются по количеству и качеству, по землепользо-
вателям, им дается бонитировочная градация и экономическая оценка;
б) кадастровый учет осуществляется по определенной процедуре,
включающей особую, установленную законом систему построения учетных
данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуще-
ствлять данный учет; специальные сроки представления кадастровых дан-
ных и т.п.;
в) кадастровые системы функционируют в режиме периодической не-
прерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в
результате хозяйственной деятельности и иных факторов. Например, ин-
формация о промышленном районе устаревает уже через 10 лет вследствие
радикальных изменений, произведенных человеческой деятельностью;
г) кадастровые данные, принятые в установленном порядке, систематизи-
рованы, сопоставлены по категориям (административно-территориальным
единицам, составным частям фондов природных ресурсов, категориям и субъ-
ектам пользования природными ресурсами и т.п.), сведены для систематизации
и занесения кадастровых сведений на технические носители;
194
д) практически по каждому виду кадастра (земельному, горному, вод-
ному, лесному, фаунистическому) имеется специальное постановление
Правительства, которым регламентирован кадастровый процесс.
Данные кадастрового учета природных объектов, с одной стороны,
придают определенный статус природному объекту, состояние которого
установлено кадастровыми оценками, а с другой – позволяют принимать
объективные и научно обоснованные решения относительно использования
и охраны данного объекта. В случае ухудшения его кадастрового уровня по
вине каких-либо лиц уполномоченные на то органы вправе принимать к
виновным лицам установленные законом меры.
Кадастровые данные используются в отношениях по экологопользо-
ванию и хозяйственной эксплуатации природных объектов, где они служат
определенным критерием при разрешении земельных споров. Например,
членам сельскохозяйственных предприятий, выходящим из их состава, вы-
деляется земельный участок, кадастровая оценка которого должна быть,
как правило, на уровне средней по хозяйству. При предоставлении земель-
ных участков с оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству законода-
тельством устанавливаются налоговые и другие льготы.
Наконец, кадастровые данные природных объектов служат основой
дифференцированного подхода со стороны исполнительных, налоговых и
других органов в регулировании экологопользования и охраны окружаю-
щей природной среды. Так, мероприятия по охране земель осуществляются
с учетом зональных и региональных особенностей земель, включающих и
кадастровую оценку данного объекта природы.
Натуральные кадастровые показатели (например, класс земли по бо-
нитету почв) служат основой для переведения натуральной ценности земли
в денежную оценку, поскольку в РФ происходит последовательный пере-
ход к платному природопользованию. Например, с 1992 г. пользование
землей стало полностью платным, и плата за землю взимается в формах
земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от
качества и местоположения земельного участка.
Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных
функций регулирования экологопользования и охраны окружающей среды. На
основе кадастровых данных осуществляются разработка, планирование эколо-
гопользования и охранительных мероприятий, распределение и перераспреде-
ление природных объектов в пользование, пространственно-территориальное
устройство природных объектов и другие функции управления.