19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Например, вопрос об отнесении земель к той или
иной категории является вопросом экономическим, и если такое отнесение
не противоречит установленным в законе правилам экологопользования и
охраны окружающей природной среды, то принимаемые решения по этому
вопросу не имеют правовой природы. При обращении недовольных этим
решением лиц, например, в прокуратуру прокурор не сможет принести про-
тест на это решение, поскольку оно находится за пределами закона;
б) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выпол-
нения ими своих функций. Оно также не имеет правовой природы, хотя и
без совершения этого управленческого действия может оказаться нереали-
зованным закон, к примеру, о повышении плодородия почв из-за необеспе-
ченности минеральными удобрениями.
В подавляющем большинстве формы регулирования бывают по своей
природе неправовыми, поскольку правовые формы применяются там, где
возникают противоречия, устранимые только правовым путем.
Правовые формы выражаются в трех основных видах:
а) в правотворческой – в принятии таких решений, которые имеют
значение закона и его форму;
б) в правоприменительной – в принятии правоприменительных актов,
посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;
в) в правоохранительной – в применении санкций правовых норм в
случаях, когда эти нормы нарушаются.
Правовые методы регулирования бывают четырех видов:
а) метод обязательных предписаний, который иначе можно назвать
императивным методом. Он предполагает точное и неукоснительное вы-
полнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений
от него. Такой метод применяется в случаях, когда не требуется учета ме-
стных условий и особенностей при выполнении решения. Например, осу-
ществление авторского надзора за реализацией проектов землеустройства
является обязательным требованием закона независимо от местных усло-
вий и особенностей;
192
б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих
решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и
особенностей. Так, установленный ЗК РФ режим категорий земель может
изменяться в местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен-
ных народов и этнических групп, т.е. общее положение о категориях земель
может изменяться в зависимости от местных условий и особенностей, а зна-
чит, эти положения ЗК РФ носят рекомендательный характер;
в) метод санкционирования, или метод ограниченного самоуправле-
ния, при котором управленческие решения принимает сам управляющий
орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения
этих решений компетентным органом. Например, решение о проекте внут-
рихозяйственного землеустройства принимает сам коллектив. Однако ут-
верждение этого проекта осуществляется соответствующими органами по
земельным ресурсам и землеустройству;
г) метод разрешения (полного делегирования прав) означает полное
самоуправление органов, при котором они сами принимают управленче-
ские решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении.
Формы и методы государственного регулирования экологопользова-
ния и охраны окружающей среды реализуются через функции управления,
которыми наделены данные органы. Независимо от видов и компетенции
органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или
участвует в выполнении нижеперечисленных семи функций.
Функции экологического управления
1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы
и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно
обоснованного экологопользования и охраны окружающей среды, которая
невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах.
Экологические требования к экологопользованию учитываются в на-
мечаемой деятельности при подготовке обосновывающей документации с
помощью выполнения норм качества окружающей среды, нормативов и
правил экологопользования, правил проведения оценки воздействия на ок-
ружающую среду.
Ведение учета в сфере производства является неотъемлемой функцией
производства, а поэтому оперативный, статистический, бухгалтерский и
т.п. учет является неизменным спутником сферы производства на государ-
ственных, кооперативных и иных предприятиях.
Применительно к экологическим отношениям можно выделить сле-
дующие составляющие разновидности учетной функции:
а) экологическая учетная функция выражается в осуществлении веде-
ния экологического мониторинга, решение о создании которого принято
Правительством РФ 24 ноября 1993 г. Экологический мониторинг пред-
193
ставляет собой систему наблюдений в области окружающей природной
среды для своевременного выявления изменений, ее оценки, предупрежде-
ния и устранения последствий негативных процессов, происходящих в ней;
б) экономическая учетная функция, выражающаяся в ведении кадастров
всех природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод, растительного и живот-
ного мира и т.п., предусмотренных действующим экологическим законода-
тельством.