19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет го-
сударственную политику в области рационального использования и охраны
земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения при-
родной среды; организует и проводит работы, связанные с приватизацией
земель; осуществляет государственный контроль за использованием и ох-
раной земель, ведение государственного земельного кадастра и проведение
мониторинга земель; организует и проводит работы по землеустройству;
организует выполнение НИР по проблемам землеустройства, государст-
венного земельного кадастра и мониторинга земель; создает банки данных
о федеральных и других землях; разрабатывает меры по экономическому
стимулированию рационального использования земель и развитию всех
форм хозяйствования на земле.
5. Государственный комитет РФ по рыболовству осуществляет единую
политику в области рационального использования запасов рыб, других вод-
ных животных и растений, их сохранению и воспроизводству; регулирует
использование водных живых ресурсов, отнесенных к объектам федеральной
собственности, а также совместно с субъектами Федерации – водных живых
ресурсов, не отнесенных к объектам федеральной собственности; готовит
предложения по управлению рыбными запасами в открытых районах Миро-
вого океана за пределами экономической зоны РФ с целью заключения меж-
дународных договоров, соглашений и конвенций; организует изучение со-
190
стояния запасов рыб, других водных животных и растений, устанавливает
объемы допустимых уловов, разрабатывает научно обоснованные режимы
промысла и комплексные мероприятия по повышению биопродуктивности
рыбохозяйственных водоемов; осуществляет комплексный анализ социаль-
но-экономического и научно-технического развития рыбного хозяйства
страны; ведет контроль за работой капитанов рыбных портов, безопасностью
мореплавания на рыбохозяйственных судах; руководит деятельностью Пред-
ставительства Роскомрыболовства РФ за рубежом.
6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окру-
жающей среды осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизиче-
ское обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти,
населения и Вооруженных Сил РФ и мониторинг состояния и загрязнения
атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв, околоземного
космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космиче-
ский мониторинг состояния природных объектов;
оценивает климатические изменения агроклиматических и поверхност-
ных водных ресурсов РФ и субъектов РФ; исследует гидрометеорологиче-
ские и геофизические процессы в атмосфере, на поверхности суши и в Ми-
ровом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземное космическое
пространство, осуществляет активное воздействие на гидрометеорологиче-
ские и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хо-
зяйства; ведет государственный надзор за проведением предприятиями, уч-
реждениями и организациями работ по активному воздействию на гидроме-
теорологические и другие геофизические процессы и явления; выполняет в
установленном порядке международные обязательства РФ по вопросам гид-
рометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга
загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее
озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активно-
го воздействия на гидрометеорологические процессы.
Особое место среди органов государства, занимающихся охраной ок-
ружающей среды, занимает Министерство РФ по делам гражданской обо-
роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий – Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям, Положение о
котором утверждено Правительством РФ 2 августа 1999 г.
Согласно указанному Положению, МЧС принимает чрезвычайные ме-
ры в случае возникновения катастроф, вызванных стихийными бедствиями,
производственными авариями и др.
Охрану окружающей среды обязаны обеспечивать также правоохра-
нительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, ар-
битражные суды, суды общей юрисдикции).
191
3. Формы, экологические функции и методы государственного ре-
гулирования экологопользования и охраны окружающей среды
Формы управления представляют собой внешнее проявление регули-
рующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и не-
правовую формы.
Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах:
а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в во-
просах экологопользования и охраны окружающей природной среды, реше-
ние которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами
правового регулирования.