19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Наряду с федеральными органами экологоконтрольными функциями
наделены и экологоправоохранительные органы.
Экологоправоохранительные органы – это специальные субъекты го-
сударственного регулирования в области охраны правопорядка, образован-
ные и функционирующие на основании федеральных законов и действую-
щие в целях обеспечения выполнения, в том числе природоохранного зако-
нодательства.
Экологоправоохранительная деятельность – это осуществление спе-
циальными органами функций природоохранного назначения, определенных
для них государством.
К этим органам относятся:
. подразделения Министерства внутренних дел РФ;
. органы прокуратуры РФ;
. суды обшей юрисдикции и арбитражные суды.
Функции государственного регулирования использования и охраны
сдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных
комплексов осуществляют специально уполномоченные государственные
органы РФ в области регулирования использования и охраны окружающей
среды. К ним относятся: Федеральная служба земельного кадастра России
и Министерство имущественных отношений РФ, Федеральная служба Рос-
сии по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Федераль-
ная служба по геодезии и картографии России, Комитет РФ по рыболовст-
ву, Министерство сельского хозяйства РФ и др.
Министерства и ведомства, осуществляющие государственное управ-
ление развитием хозяйственной и иной деятельности, обязаны вносить из-
менения и дополнения в отраслевое законодательство РФ в соответствии с
федеральным экологическим законодательством.
Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные орга-
ны, специально уполномоченные государственные органы РФ в области
регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ре-
сурсов наряду с исполнительными органами государственной власти субъ-
ектов РФ и органами местного самоуправления несут ответственность за
благоприятное качество окружающей среды на территории РФ.
Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы
в субъектах РФ осуществляют во взаимодействии со специально уполно-
моченными органами РФ регулирование экологопользования и охраны ок-
ружающей среды; координируют деятельность специально уполномочен-
187
ных органов РФ в области регулирования, использования и охраны отдель-
ных видов природных ресурсов, а также других министерств, ведомств,
предприятий, учреждений, организаций в области охраны окружающей
среды; осуществляют государственный экологический контроль.
В ведении специально уполномоченных государственных органе РФ
находится регулирование использования отдельных видов природных ре-
сурсов, природных объектов и природных комплексов, а также государст-
венный контроль за использованием и охраной указанных объектов.
К ведению органов местного самоуправления в сфере экологопользо-
вания и охраны окружающей среды относятся владение, пользование и
распоряжение природными ресурсами и природными объектами, находя-
щимися в муниципальной собственности; выдача разрешений экологополь-
зователям на ведение хозяйственной и иной деятельности в соответствии с
порядком, установленным законодательством; принятие решений об огра-
ничении, приостановлении, прекращении хозяйственной и иной деятельно-
сти, осуществляемой с нарушением экологических требований.
Экологическим законодательством определены объекты охраны окру-
жающей среды в целом, как это предусмотрено новой Конституцией РФ, а не
только природной среды, являющейся объектом охраны по Закону «Об охра-
не окружающей среды». Теперь речь идет о всей совокупности материаль-
ных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, состав-
ляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедея-
тельности и состояние здоровья. При таком подходе субъектами правоотно-
шений должны выступать инициаторы хозяйственной и иной деятельности,
органы власти и контроля (надзора), граждане, право которых на благопри-
ятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ.
Структурная перестройка центральных природоохранительных орга-
нов РФ и его органов на местах проводится почти ежегодно. Однако дея-
тельность этих органов и сейчас не соответствует требованиям времени.
Поэтому актуальнейшей проблемой является создание полноценных
центральных, областных и местных природоохранительных органов, наде-
ленных соответствующей компетенцией.
На федеральные органы охраны окружающей среды и регулирования
использования природных ресурсов возложены следующие задачи.
1.