19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компе-
тенции – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторин-
гу окружающей среды (Росгидромет), Министерство здравоохранения РФ,
Комитет по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт России), Мини-
стерство внутренних дел РФ (в первую очередь ГИБДД МВД РФ) и другие
классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, при-
нимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную си-
лу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты,
принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых
вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого клас-
са, в том числе и для ГИБДД МВД РФ, осуществляющей контроль за со-
блюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.
Органы управления отраслевой компетенции классифицированы
по тому признаку, что, в отличие от межотраслевых органов, они осущест-
вляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как
правило, одного природного объекта и издают обязательные к использова-
нию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную экс-
плуатацию данного объекта.
Структура государственных органов специальной компетенция и об-
ласти экологопользования, охраны окружающей среды и экологической
безопасности находится в постоянном совершенствовании. Настоящая сис-
тема этих органов в России определена Указом Президента РФ от 9 марта
2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», кото-
рым были упразднены Государственный комитет по охране окружающей
среды РФ, Государственный комитет по земельной политике РФ и Феде-
ральная служба лесного хозяйства РФ.
Часть функций упраздненного Комитета РФ по земельной политике
возложена на новое ведомство – Федеральную службу земельного кадастра
России. Функции упраздненного Комитета РФ по охране окружающей сре-
ды и Федеральной службы лесного хозяйства России переданы Министер-
ству природных ресурсов РФ (МПР), которое стало федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуще-
ствляющим государственное регулирование в сфере изучения, использова-
ния, воспроизводства, охраны природных ресурсов, окружающей природ-
ной среды и обеспечения экологической безопасности.
185
Министерство природных ресурсов будет базироваться на следующих
принципах охраны окружающей среды:
. децентрализация функций и финансовой ответственности, переда-
ча большей части вопросов по охране окружающей среды на уровень субъ-
ектов РФ и муниципальных образований;
. концентрация на федеральном уровне задач законодательного и
нормативно-методического обеспечения; разработка и сопровождение ФЦП
«Экология и природные ресурсы России»; государственный экологический
контроль на шельфе, внутренних морях;
. государственный экологический контроль военных объектов;
. выборочный контроль объектов всех уровней;
. государственная экологическая экспертиза.
В качестве основных подразделений формирующейся государствен-
ной службы охраны окружающей среды (МНР) организованы Департамен-
ты природных ресурсов (региональный уровень) и комитет природных ре-
сурсов (уровень субъекта РФ).
В настоящее время в субъектах РФ и на уровне муниципалитете соз-
даются экологические подразделения, осуществляющие управление и кон-
троль за состоянием окружающей среды в соответствии с компетенцией,
установленной действующим законодательством.
Функции государственного регулирования экологопользования охра-
ны окружающей среды и охраны отдельных видов природных ресурсов,
природных объектов и природных комплексов осуществляют специально
уполномоченные государственные органы.
К федеральным органам, наделенным экологическими функциями, в
настоящее время относятся:
. Министерство природных ресурсов (МПР) РФ;
. Министерство сельского хозяйства РФ;
. Госкомитет РФ по рыболовству;
. Госкомитет по стандартизации и метрологии;
. Федеральная служба земельного кадастра России;
. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды;
. Федеральный горный и промышленный надзор России;
. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопас-
ности;
. Министерство здравоохранения РФ, в состав которого входит Са-
нитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая утверждает санитарные
правила, нормы, гигиенические нормативы.
186
Положение об этой службе утверждено Постановлением Правительст-
ва РФ от 30 июня 1998 г. № 680. Эта служба организует и проводит сани-
тарно-гигиеническую экспертизу и осуществляет надзор за соблюдением
санитарного законодательства.