19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Регулирование – это функция организованных систем, обеспечиваю-
щая сохранение их определенной структуры, поддержание режима дея-
тельности, реализацию их программ и целей.
Государственное регулирование экологопользования и охраны окру-
жающей среды осуществляется через регулирование экономической и эко-
логической систем РФ.
Для постоянного развития экологической системы России нужно стро-
го соблюдать «справедливое отношение между поколениями», а для этого
необходимо, чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей
среды принимались с учетом воздействия их на поколения будущие.
Если регулирование экономической системы страны выражается в
управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроиз-
водство новых систем экономических отношений, то регулирование эколо-
гической системы представляет собой совокупность необходимых мер для
поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их
эффективного функционирования.
Регулирование экологической системы происходит через управление
экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной ок-
ружающей среды.
Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленче-
ской деятельности государства делами общества, так и специфические,
обусловленные регулируемым объектом – экологической системой страны.
Понятие государственного регулирования экологопользования целесооб-
разно рассматривать в единой системе.
Содержание института регулирования экологопользования характери-
зуют принципы:
А. Принцип законности в государственном регулировании эколо-
гопользования и охраны окружающей среды. Государственные и обще-
ственные организации, должностные лица, государство и его органы дейст-
вуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.
Законность в регулировании экологопользования имеет две основные
стороны:
а) точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию
всех нормативно-правовых актов;
б) принятие правильного решения в случае коллизии применяемого
законодательства.
Б. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды
предполагает также наличие двух основных сторон:
183
а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и
требований охраны экологических систем решение должно приниматься,
исходя из интересов сохранности экологических систем;
б) использование одних природных объектов должно осуществляться
не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.
В. Принцип плановости государственного регулирования эколо-
гопользования и охраны окружающей среды заключается в следую-
щем:
а) важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования за-
крепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязатель-
ную силу;
б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и про-
грамм должен осуществляться постоянный контроль.
Г. Принцип сочетания государственного регулирования с мест-
ным самоуправлением выражается в следующем:
а) максимальное вовлечение граждан в дело регулирования эколого-
пользования;
б) расширение демократических начал в регулировании экологополь-
зования должно сопровождаться установлением точно определенной инди-
видуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.
2. Система и компетенция государственных органов регулирова-
ния, экологопользования и охраны окружающей среды
Органы государственного регулирования экологопользования и охра-
ны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразде-
лить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой
(ведомственной) компетенции.
Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что
решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-
первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, ре-
шения данных органов имеют определенные территориальные пределы
действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения,
предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдик-
ции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает
постановления по всем отраслям народного хозяйства. Правоохранитель-
ные органы занимаются лишь вопросами охраны окружающей среды, Ми-
нистерство природных ресурсов РФ – вопросами использования и охраны
окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на
всей территории Российской Федерации, то приказ Министерства природ-
ных ресурсов РФ – только на тех ее участках, где сложилось неблагоприят-
ное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен дан-
ный приказ.
184
Как федеральные органы исполнительной власти и органы исполни-
тельной власти субъектов РФ, так и органы местного самоуправления об-
щей компетенции, в отличие от остальных органов, осуществляют ком-
плексное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды
на своей территории.