19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Кроме
того, в лесном хозяйстве действуют и другие лимитные показатели, уста-
навливаемые органами лесного хозяйства, – количество граждан на пребы-
вание в лесу, число тех или иных животных, от которых зависит состояние
леса (например, лосей, поедающих молодую зеленую поросль, кабанов,
подрывающих корни деревьев в поисках плодов, и т.д.); в области охраны и
использования животного мира разрабатываются лимиты по отстрелу, от-
лову животных, лову рыб и других водных животных. Они утверждают на
сезон отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или
охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромы-
словым хозяйствам.
Цепь установления этих и подобных им лимитов двойная: природо-
охранительная и экономическая – сбор платы за нормативное и сверхнор-
мативное потребление ресурсов. Средства, полученные от платы за потреб-
ление ресурсов, используются на их воспроизводство и рациональное ис-
пользование; предельно допустимые выбросы, сбросы, размещения вред-
ных веществ также представляют собой вид природопользования. Данное
лимитирование решает природоохранительные задачи путем экономиче-
ского стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов и по-
средством использования экологических фондов, которые аккумулируют
средства, поступающие за выбросы, сбросы вредных веществ.
Длительное время лицензия как акт распорядительного органа власти
была единственным документом, регулирующим взаимоотношения сторон.
Договор, если он и применялся в немногих случаях, то, как правило, слу-
жил средством уточнения взаимоотношения сторон.
По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной
среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономиче-
ских методов регулирования отношений договор принимает все более рас-
пространенную и самостоятельную форму. Наибольшее развитие получает
известный гражданскому праву тип договора – аренда. Предметом аренд-
ных отношений в области природопользования является использование
земельных, водных, недренных, лесных, рекреационных и иных ресурсов.
По договору аренды природных ресурсов, одна сторона – арендодатель
181
обязуется передать другой стороне – арендатору для хозяйственного целе-
вого использования конкретно определенные виды природных ресурсов
(земельные, лесные, водные, охотничьи, рыбохозяйственные, рекреацион-
ные, лечебно-оздоровительные) на установленный договором срок, а арен-
датор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и со-
блюдать правила рационального использования и охраны природных ре-
сурсов. Арендодателем является владелец либо собственник природных
ресурсов. Это могут быть Федерация, республики, края, области, автоном-
ные образования, города и районы (муниципальная собственность). Арен-
датором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое право-
способное юридическое или физическое лицо: государственные, коопера-
тивные, общественные предприятия, организации, граждане, совместные
предприятия, международные организации и объединения, ассоциации,
крестьянские хозяйства и т.д.
Содержанием арендных отношений по данному договору ресурсов яв-
ляются права и обязанности сторон и прежде всего арендатора по экономи-
ческому или экологическому использованию природных ресурсов: целевое
использование ресурса; рациональное использование ресурса; выполнение
обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ре-
сурса, пресечению его истощения и разрушения; соблюдение экологиче-
ских требований; уважение прав и интересов соседних (смежных) приро-
допользователей; возмещение причиненных убытков; своевременная плата
за пользование ресурсом. Арендатор несет имущественную ответствен-
ность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Глава 7. Организационно-правовой механизм природопользования
и охраны окружающей природной среды.
Система органов экологического управления.
Функции экологического управления
1. Понятие и принципы государственного экологического
регулирования
Государственное регулирование охраны окружающей среды – это оп-
ределенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных
органов, направленная на сохранение естественных экологических систем
и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения
благоприятных условий жизни человека.
С развитием рыночных отношений в России государству необходимо
экономически стимулировать более эффективное экологопользование пу-
тем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и пла-
ты за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рацио-
нальному их использованию путем внедрения более эффективного налого-
182
обложения за использование природных объектов и установления соответ-
ствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т.п.