19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Охраняемые законом обособленные части экосистемы страны состав-
ляют как бы второй уровень правового регулирования, который должен
осуществляться не в ущерб первому. Так, если горные работы, допустимые
к проведению в первой зоне курортов, наносят вред окружающей природ-
ной среде, то они должны быть прекращены.
Третьим уровнем правового регулирования являются природные объ-
екты, обладающие индивидуальной самостоятельностью. Так, земля не
может быть сравнима с водами, атмосферный воздух – с лесами, недрами,
животным миром и т.п. Данные природные объекты в законе фигурируют
как объекты государственной собственности, по поводу регулирования ка-
ждого из них имеются нормативно-правовые акты.
Природные объекты при таком подходе обретают статус природных
ресурсов, которые можно подразделить на:
а) возобновимые природные ресурсы, которые имеют относительно
упрощенный порядок разрешения их использования. Так, для лесорубоч-
ных работ достаточно лесорубочного билета (ордера); для рыбной ловли –
соблюдения предельных норм вылова рыбы; для охоты – общего права на
охоту и т.п.;
б) невозобновимые природные ресурсы, которые характерны более
жестким порядком предоставления в собственность, владение, пользование
или аренду. Так, для получения права добычи полезных ископаемых, не
относящихся к общераспространенным, необходимо получить горный от-
вод, а если они добываются открытым способом, то и земельный отвод и
акт на землепользование;
в) относительно возобновимые природные ресурсы, создающиеся
только естественным путем, но за довольно длительный промежуток вре-
мени. Так, для воссоздания почвенного покрова толщиной до 25 см требу-
ется до 10 тыс. лет, почти аналогичный промежуток времени необходим и
для воссоздания общераспространенных полезных ископаемых (песок,
глина и др.).
Относительно возобновимые природные ресурсы имеют менее жест-
кий режим условий предоставления в собственность, владение, пользова-
ние, однако не такой, как у возобновимых ресурсов. Так, право на пользо-
вание общераспространенными полезными ископаемыми возникает одно-
174
временно с правом собственности, владения, пользования земельным уча-
стком, на котором имеются данные залежи, и его аренды.
Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской
Федерации» от 25 октября 1995 г. установлено, что континентальный
шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находя-
щихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении есте-
ственного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы
подводной окраины материка.
Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии
200 морских миль от исходных линий ширины территориального моря.
Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ис-
ключительном ведении РФ, и распоряжение ими принадлежит Правитель-
ству РФ. Указанным Федеральным законом определена компетенция феде-
ральных органов государственной власти на континентальном шельфе (ст.
6). Кроме общих положений, указанный Закон содержит: раздел 2 – изуче-
ние, разведка и разработка минеральных ресурсов; раздел 3 – изучение и
использование живых ресурсов; раздел 4 – создание искусственных соору-
жений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континенталь-
ном шельфе; раздел 5 – морские научные исследования; раздел 6 – защита
и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов и дру-
гих материалов; раздел 7 – особенности экономических отношений при
пользовании континентальным шельфом; раздел 8 – обеспечение выполне-
ния настоящего Федерального закона.
Единого подхода в решении проблемы собственности на природные
ресурсы нет.
В законодательстве и литературе подчеркивается необходимость:
1) признать деление всех природных ресурсов по двум уровням – фе-
деральный и уровень субъектов РФ; 2) отказаться от такого деления и при-
знать все природные ресурсы единой, общей, совместной государственной
собственностью. Путаницу в решение этого вопроса внес Указ Президента
РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», в котором
не был закреплен механизм реализации деления природных ресурсов по
двум уровням. Некоторые федеральные законы предусмотрели деление
указанной собственности по двум уровням: законы «О животном мире» и
«Об особо охраняемых природных территориях». В то же время другие
законы такого деления не предусматривают: «О недрах», Лесной кодекс
РФ. Такие субъекты Федерации, как Бурятия, Башкортостан, Карелия, Ко-
ми, Марий Эл, Саха (Якутия), в своих нормативно-правовых актах относят
леса и другие природные ресурсы к исключительной собственности этих
республик.
175
Наиболее правильной из двух указанных выше точек зрения является
вторая, для успешного решения которой необходимо отработать механизм
совместного ведения между органами государственной власти России и
органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 11 и
72 (п. «г») Конституции РФ.