19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Катего-
ризация природных объектов имеет место в отношении практически всех
природных объектов: земли подразделены на семь категорий; полезные
ископаемые – на две категории (общераспространенные и не относящиеся к
таковым); водные объекты категоризированы в зависимости от пригодно-
сти для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных
народнохозяйственных целей и т.п.
Категоризация природных объектов является первым этапом распоряже-
ния природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собст-
венника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным.
Вторым этапом распоряжения природными объектами является распре-
деление и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользо-
вателями и арендаторами. Он может иметь следующие разновидности:
а) процесс предоставления природных объектов в собственность,
аренду и пользование, осуществляемый с соблюдением установленных за-
коном процедур (предварительные изыскания, согласования, рассмотрение
дел о предоставлении объекта и т.п.);
б) процесс изъятия природных объектов, осуществляемый также с со-
блюдением определенных правил (установление факта, дающего право на
изъятие природного объекта, оформление дела по изъятию, исполнение
решений по изъятию природного объекта);
в) процесс обмена природными объектами между собственниками,
пользователями и арендаторами и возникающее в связи с этим переоформ-
ление титулов владения объектом, расчетов между субъектами права эко-
логопользования и т.п. Последнее допустимо лишь при решении уполно-
моченных на то органов.
172
В новых условиях существования нескольких форм собственности на
землю и другие природные объекты эти правомочия характеризуются оп-
ределенными специфическими особенностями:
а) правомочия должны осуществляться в соответствии с российским
законодательством, республиканскими нормативными актами и другими
правовыми актами других субъектов Федерации, которые не должны про-
тиворечить им;
б) правомочия собственников природных ресурсов и других природных
объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными
органами. Эти правомочия указанными органами осуществляются через со-
ответствующие функции: распоряжение приходными объектами в границах
республик в составе РФ, других субъектов Федерации в интересах всех субъ-
ектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, а
также собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендато-
рами; разработка и совершенствование экологического законодательства как
республик и других субъектов Федерации; так и Российской Федерации; ус-
тановление границ территорий с особым правовым режимом природных
объектов в местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен-
ных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими ор-
ганами местного самоуправления; установление порядка и предельных раз-
меров платы за землю и другие природные объекты, а также установление
льгот по взиманию платежей; разработка и выполнение совместно с органа-
ми местного самоуправления республиканских и других субъектов Федера-
ции программ по рациональному использованию природных объектов; кон-
троль за использованием и охраной природных объектов.
Владение, пользование и распоряжение природными объектами как
правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не
только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку
прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений го-
сударственной и иных форм собственности на природные объекты.
4. Экологическая система как объект права частной, государствен-
ной, муниципальной и иных форм собственности природного объекта
Система отношений государственной и иных форм собственности
складывается под влиянием двух основных тенденций: интересов государ-
ства в максимальной эффективности производства и сохранности природ-
ных объектов и экосистемы страны в целом. Поэтому обязанности эколого-
пользователей государство устанавливает с позиций эффективного исполь-
зования природных объектов при охране и повышении их естественной
продуктивности.
Экологическая система страны рассматривается законодательством с
трех основных позиций: как целостный интегрированный объект, как опре-
173
деленные части этого целостного интегрированного объекта, обладающие
определенной самостоятельностью, и как индивидуальные природные объ-
екты, обладающие относительной самостоятельностью.
Экологическая система как целостный, интегрированный объект,
представляющий собой систему экологических систем, в законе отражена
неполно, преимущественно с позиций охраны окружающей среды.