19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Например, воду в водопроводе, древесину на пред-
приятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя
считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они пере-
ходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.
Природные объекты должны находиться в пределах государственных
границ и континентального шельфа России и в исключительной экономи-
ческой зоне РФ.
Субъектами права частной, государственной, муниципальной и
иных форм собственности на природные ресурсы являются народы Рос-
сии, проживающие на соответствующей территории, где земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизнедея-
тельности.
В Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы
объявлены основой жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории. Включение народов России в отношения
собственности на природные объекты создало юридические предпосылки
гармонизации интересов народов страны: исключается возобладание
интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов
России в целом.
170
3. Содержание права частной, государственной, муниципальной и
иных форм собственности на природные объекты
Содержание права государственной и иных форм собственности на
землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве
владения, праве пользования и праве распоряжения.
Право владения природными объектами предполагает обладание
ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например,
российское государство обладает правом владения в экономической зоне,
внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, от-
считываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (тер-
риториальное море) Российской Федерации. В этой находящейся далеко за
пределами государственных границ территории Россия вправе лишь осу-
ществлять определенные виды экологопользования – использование дикой
фауны и т.п.
Владея землей и другими природными объектами, государство вправе
ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный
природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности.
Например, для обеспечения режима заповедников, национальных и денд-
рологических парков, ботанических садов, заказников, памятников приро-
ды государство может учредить охранные зоны с запрещением на землях
этих зон определенных видов деятельности. На территории государствен-
ных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена,
лекарственных растений, цветов и т.п.
Право пользования землей и природными объектами составляет
второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и вы-
ражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них по-
лезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потреб-
ностей общества.
Право пользования землей и природными объектами осуществляется с
соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция кото-
рых введена Законом РФ «Об охране окружающей среды» и которые кон-
кретизируются в кодексах и законах РФ об использовании и охране при-
родных объектов, о животном мире, об охране атмосферного воздуха.
За соблюдением этих правил в Российской Федерации осуществляется
специальный экологический контроль специально уполномоченными на то
государственными органами и непрерывное наблюдение за результатами
экологопользования в экосистеме страны (служба мониторинга).
Таким образом, право пользования землей и другими природными
объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользо-
вателей определенных правил эксплуатации природных объектов при не-
прерывном государственном контроле за их соблюдением и взимание до-
171
ходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природ-
ных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землей и природными объек-
тами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивили-
стическом понимании этот термин предполагает возможность определять
юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов
больше подходит термин «определение юридического статуса природного
объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние
окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не все-
гда может оказать решающее влияние.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собст-
венником, имеет две стороны: категоризация объекта по основному целе-
вому назначению и определение непосредственного целевого назначения
природного объекта при передаче его в собственность, во владение, в поль-
зование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации).