19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Право на жизнь и здоровье и связанная с этим охрана
непререкаемых человеческих ценностей относится к числу естественных
прав человека, возникающих в результате его рождения и прекращающихся
после его смерти. Обеспечение экологических прав человека гарантируется
ФЗ об охране окружающей среды: системой нормирования качества окру-
жающей среды, где устанавливаются предельные нормы воздействия на
природу и человека; экологической экспертизой и экологическим контро-
лем выполнения этих нормативов: мерами административного и уголовно-
го наказания в сочетании с экономическим стимулированием охраны ок-
ружающей природной среды.
166
Глава 5. Право собственности на природные ресурсы
1. Собственность – это отношения между людьми (группами лю-
дей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи. Вещь может исчезнуть
(быть украдена), но собственность на нее остается, и собственник вправе
обратиться за защитой нарушенных прав в соответствующие правоохрани-
тельные органы. И наоборот, вещь может быть в наличии, а собственность
на нее исчезла. Например, если не выполняются обязательства по договору
залога, то собственность передается другому лицу.
Главным элементом собственности является присвоенность объекта
собственности (вещи, имущества и т.п.) конкретным лицом (лицами), и
поэтому определяющим в собственности является субъект. По субъекту и
подразделяются формы собственности: государственная, муниципальная,
частная и иные (ст. 9 Конституции РФ).
В природе существует правило: чем более разнообразна природная сис-
тема, тем она более устойчива. Например, естественное разнотравье лугов
редко погибает от неблагоприятных климатических условий, в то время как
сеяные травы с монокультурным составом систематически подвержены ги-
бели. Аналогичное положение и в экономике: чем многообразнее состав
форм собственности, тем устойчивее экономика страны. Вот почему разно-
образие форм собственности провозглашается законодательством.
Говоря о формах собственности на природные ресурсы, установлен-
ные ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, необходимо отметить, что право собствен-
ности на природные ресурсы в сравнении с другим имуществом имеет ряд
особенностей и ограничений, о чем говорится в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ.
Сказанное в этой статье позволяет нам выявить параметры ограничения
свободы осуществления правомочий собственника на природные ресурсы:
во-первых, необходимость соблюдения экологических требований; во-
вторых, необходимость защиты прав и законных интересов других лиц; в-
третьих, необходимость законодательного ограничения права собственно-
сти на природные ресурсы в социальных целях в силу того, что земля и
иные природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Конституция предполагает возможность иметь указанные объекты в
собственности государства, муниципальных образований, частных лиц, а
также дает возможность их перехода от одних собственников к другим,
таким образом осуществляется оборот земельных участков и участков
недр. Этот оборот ограничен в общественных, публичных интересах, а
также ограничено содержание прав всякого экологопользователя. Статья
129 ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности
должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Из всех объ-
ектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборото-
167
способности, ГК особо выделил землю и другие природные ресурсы: ука-
занные объекты «могут отчуждаться или другим способом переходить от
одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается
законами о земле и других природных ресурсах» (ч. 3 ст. 129 ГК РФ).
В соответствии с указанными актами в РФ была введена новая систе-
ма собственности. Так, если по прежнему законодательству единым и не-
делимым собственником земли, недр, лесов, вод и других природных объ-
ектов было государство в лице Союза ССР (даже союзные республики не
были субъектами этого права), то по новому законодательству земля и дру-
гие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни
и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.
1 ст. 9 Конституции РФ). Новое земельное законодательство, в отличие от
прежнего, распределило земельную собственность по государственным
уровням: федеральная собственность, собственность других субъектов Фе-
дерации и муниципальная.
Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природ-
ных ресурсах» сделана попытка в соответствии с действующим законода-
тельством осуществить разграничение государственной собственности на
природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов
животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя
из принципа их общегосударственного значения, и собственность субъек-
тов Федерации.