19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Для
того чтобы это содержание ежедневно реализовывалось в практику, необхо-
димо придать этому содержанию эффективную форму. Такой формой и
являются источники экологического права.
Источники экологического права представляют собой нормативно-
правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать
следующим требованиям:
. иметь объективно выраженную форму – форму документа, изда-
ваемого соответствующим компетентным органом;
. не всякий документ может быть признан нормативно-правовым
актом, а лишь такой, который принят уполномоченным на то государст-
венным органом либо негосударственной организацией, которой делеги-
рованы права на принятие данных нормативно-правовых актов;
. однако и уполномоченные органы государства могут принимать не
всякие нормативно-правовые акты, а лишь акты такой формы, которая
определена законом: Федеральное Собрание – законы и постановления,
Президент – указы, Правительство – постановления и распоряжения, мини-
стерства и ведомства – приказы и инструкции и т.п.
Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источ-
ником экологического права, он должен быть принят в условиях установ-
ленной процессуальной формы правотворчества.
159
Виды источников экологического права
Источники экологического права можно классифицировать по сле-
дующим основаниям:
1. По юридической силе их можно подразделить на законы и подзакон-
ные нормативно-правовые акты:
. законы как источники экологического права представляют собой
нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти
Российской Федерации и субъектов федерации – Федеральным Собранием
РФ и законодательными органами республик, краев, областей, автономно-
го округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
. подзаконные нормативные акты как источники экологического
права представляют собой документы нормативного характера, принятые
Президентом РФ, Правительством РФ, а также министерствами и ведомст-
вами как РФ, так и субъектов РФ, органами власти муниципальных обра-
зований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими
право на принятие данных актов.
2. По предмету правового регулирования, всеобщие, общие и специ-
альные.
Всеобщие. Конституция РФ, УК РФ, КоАЛ и т.п., т.е. нормативно-
правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той
части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере
охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирую-
щие наиболее общие экологические отношения (Закон ООПС, Закон об
экологической экспертизе и др.).
Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регули-
рующие отдельный вид экологических отношений (Закон о геодезии и кар-
тографии, Закон о недрах и др.).
3. По направленности правового регулирования все источники можно
подразделить на материальные и процессуальные:
Материальные источники имеют предметом своего регулирования эко-
логические общественные отношения, складывающиеся по поводу исполь-
зования тех или иных природных объектов и их охраны.
Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на
процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального исполь-
зования природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.
4. По способу систематизации – на кодифицированные и некодифици-
рованные.
К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе
правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного
материала, и он приведен в соответствие с системой регулируемых общест-
160
венных отношений. Такие нормативно-правовые акты отличаются высоким
качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права.
Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов от-
носится к числу некодифицированных, которые регулируют отдельные сфе-
ры охраны природной среды. Систематизация таких нормативных актов
осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т.е. объе-
динения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения
формы самих нормативно-правовых актов.
Характеризуя источники экологического права, необходимо отметить,
что п. «д» ст. 72 Конституции РФ относит регулирование экологических
правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда
следует, что субъекты РФ могут иметь свое экологическое законодательство.
В настоящее время дело обстоит именно таким образом.
Виды источников ЭП: Конституция РФ, международные договоры РФ,
законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты
Президента РФ, Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-
правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты,
нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные
акты, правовой обычай.