19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Эти нормы занимают
центральное место в природоохранительных правовых актах, в частности
по Закону РФ об охране окружающей природной среды запрещается ввод в
эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезврежи-
вания отходов, согласно ст. 50 того же закона запрещается ввоз в целях
хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других
государств.
Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат
требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушен-
ного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение
убытков и затрат для возмещения потерь в природной среде. Карательные
проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной
ответственности за экологическое правонарушение или преступление в
соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях
или Уголовного кодекса.
Поощрительные эколого-правовые относятся к правовым нормам, ре-
гулирующим функционирование экономического механизма охраны окру-
жающей природной среды. К числу указанных норм относятся нормы, ус-
танавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных
веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разд. 111
Закона РФ об охране окружающей природном среды.
Определенное место в правовом регулировании природоохранитель-
ной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направ-
ления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и
исполнительных органов в области охраны окружающей природной «сре-
ды, где преобладают управомочивающие нормы.
Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к
природопользователю. В одном случае по решению специально управомо-
ченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное
воздействие на природную среду, в другом к природопопьзователям предъ-
являются соответствующие требования его поведения как участника эколо-
гического правоотношения.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи-
тельных, исполнительных и специальных органов государства (полномочия
Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных
образований, местных органов самоуправления, специально уполномочен-
ных органов).
Обязывающие нормы представлены в ст. 34–56 ФЗ об охране окру-
жающей среды, где провозглашаются экологические требования в различ-
ных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведе-
156
ния хозяйствующих субъектов при осуществлении своей деятельности.
Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они
ни занимались, является выполнение требований по охране природной сре-
ды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и меро-
приятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природ-
ных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.
Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий на ис-
пользование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения
вредных веществ.
Экологическими правоотношениями следует считать общественные
отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и
урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникно-
вения экологических правоотношений служат юридические факты, подраз-
деляющиеся на события и действия. Событие возникает и порождает эко-
лого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия,
лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т.п.
Действие – наиболее распространенное основание возникновения эко-
логических правоотношений. Оно проявляются через поступки человека. В
этом смысле их можно подразделить на позитивные и негативные. Пози-
тивное поведение человека означает выполнение им в процессе природо-
пользования экологических предписаний закона. Негативное экологиче-
ское правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические
предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Та-
кие юридические факты становятся экологическими правонарушениями.
Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-
правовой ответственности.
Субъекты, объекты, содержание экологических правоотношений. В
Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы исполь-
зуются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, прожи-
вающих на соответствующей территории. Из этого следует, что непремен-
ным участником экологических правоотношений является государство как
субъект в лице своего компетентного органа.