19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Выделено пять основных направлений, по которым Россия должна
выходить из экологического кризиса.
Первое – технологическое направление; создание экологически чистой
технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновле-
ние основных фондов, совершенствование технологических процессов –
это основной путь.
Второе – развитие и совершенствование экономического механизма
охраны окружающей среды, включая экономическое стимулирование, кото-
рое реализуется в охране окружающей среды путем внедрения платежей за
выбросы вредных веществ, введения налоговых льгот, льгот за выпуск эко-
логически чистой продукции и других экономических мер.
Третье – применение мер административного пресечения и мер юриди-
ческой ответственности за правонарушения, т.е. приостановление или пре-
кращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные зако-
ны; привлечение к административной, гражданской и уголовной ответствен-
ности за нарушение законов и причинение вреда природной среде.
Четвертое – эколого-просветительное. Оно заключается в развитии
системы экологического образования, просвещения, воспитания, в пере-
стройке потребительского отношения к природе.
Пятое – международно-правовое. Международно-правовая охрана окру-
жающей среды осуществляется на основе международных договоров и согла-
шений.
Глава 2. Предмет, метод и система экологического права.
Экологические правоотношения
Самостоятельность той или иной отрасли в системе права обычно оп-
ределяется наличием специфического предмета правового регулирования,
метода, т е. способа регулирования общественных отношений, принципов
регулирования.
Предметом экологического права являются общественные (экологиче-
ские) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они под-
154
разделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые эколо-
гические отношения – это земельно-охранительные, отношения по охране
недр, лесоохранительные, водоохранные, отношения по охране животного
мира, атмосферного воздуха. Вторая группа – комплексные экологические
отношения – относится к охране природных территорий, комплексов, при-
родно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, са-
нитарных и иных зон.
Метод – способ воздействия на общественные отношения. В действую-
щей системе права закреплены два возможных способа воздействия на пове-
дение человека: административно-правовой и гражданско-правовой. Адми-
нистративно-правовой способ исходит из отношений власти и подчинения.
Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на
экономических инструментах регулирования. При административном методе
регулирования господствующее положение занимают запретительные, пре-
дупредительные, управомочивающие нормы. Такое положение соответствует
требованию обеспечения выполнения экологических предписаний, требова-
нию охраны окружающей среды. Вместе с тем все большее значение начина-
ет приобретать экономический метод (способ) воздействия, влияние на охра-
ну окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональ-
ном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание этого
экономического метода регулирования умещается в рамках гражданско-
правового способа воздействия. Такое сочетание реализуется через систему
нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы до-
пустимых воздействий хозяйства на природу.
Экологическое право – совокупность норм и правоотношений, регу-
лирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Нормами экологического права следует считать правила поведения,
регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окру-
жающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отрасле-
вые, охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр,
вод, лесов и т.д., комплексные – охрана и использование природных ком-
плексов, природной среды в целом; экологизированные – нормы других
отраслей права: административного, уголовного, хозяйственного и т.д.,
отражающие требования охраны природной среды.
Предупредительные призваны предотвратить наступление вредных
последствий в результате неправомерных действий. Например, предупре-
дительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регла-
ментирующие порядок предоставления земель для осуществления про-
мышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить
размещение экологически вредных производств. Предупредительное зна-
чение имеют все нормы, регулирующие порядок экологического контроля,
экологической экспертизы и т.п.
155
Запретительные императивы направлены на недопущение действий,
причиняющих вред окружающей природной среде.