19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Генеральная Ассамблея ООН
принимает резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы». При-
нятая резолюция выделяет три важнейших момента: во-первых, целостное
рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов,
флоры и фауны; во-вторых, интеграция термина охраны природы в более
широкий термин «охрана окружающей среды», в-третьих, концепция орга-
нического сочетания интересов охраны природы и экономического разви-
тия; 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию,
в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды
для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и
социального развития; в сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН
принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств за
сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Резо-
люция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры
по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окру-
жающей среды.
265
Всемирная хартия охраны природы. Хартия одобрена и утверждена 28
октября 1982 г. Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она
состоит из 24 основных принципов. Картой рассматривает экологическое
образование как составную часть общего образования. Признается необхо-
димым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения ис-
следований и распространения этих знаний информационными системами
любого типа. Принципы настоящей хартии должны найти отражение в пра-
вовой практике каждого государства и на уровне международного сотруд-
ничества. По своей юридической силе хартия является международно-
правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее
нормы и принципы юридически не обязательны для государств и междуна-
родных организаций, но в своей практической деятельности члены мирово-
го сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей при-
родной среды, должны придерживаться положений этого акта.
Договор. Как источник международно-правовой охраны договор зани-
мает центральное место. Среди этой группы источников выделяются преж-
де всего договоры политического содержания, где проблемы охраны окру-
жающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокраще-
ния вооружений. Главное место в данной группе занимает Заключительный
акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный
всеми европейскими государствами, США и Канадой. К этой же группе
примыкает ряд конвенций, договоров, соглашений о запрещении производ-
ства, испытания, применения средств массового уничтожения. Сюда отно-
сятся такие документы, как Договор о запрещении испытаний ядерного
оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.);
Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); Договор о запре-
щении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения
(1971 г.); Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления
запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их
уничтожении (1972 г.). Ряд договоров о сокращении, ограничении, уничто-
жении стратегических наступательных вооружений носят двусторонний
характер, поскольку заключались СССР и США.
Другую значительную группу договоров как источников международ-
но-правовой охраны окружающей среды составляют международные дого-
воры экологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют до-
говоры эколого-комплексного, другую – эколого-ресурсового направления.
Признаками комплексного экологического содержания обладают такие меж-
дународно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любо-
го иного враждебного использования средств воздействия на природную
среду (1977 г,); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль-
шие расстояния (1979 г.); Договор о принципах деятельности государств по
266
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела (1967 г.); Договор 1959 г. об Антарктиде.
Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют
конвенции, соглашения и договоры об охране Мирового океана от загряз-
нения и истощения.
Международно-правовые документы экологоресурсового содержания,
как правило, относятся к регулированию рыболовства, использованию при-
родных ресурсов, разделяемых двумя или несколькими государствами, ре-
гулированию международно-правового режима пограничных морей, рек,
озер и т.д.
Под объектами международно-правовой охраны окружающей среды
экологическое законодательство понимает природные объекты, по поводу
которых у субъектов международного права (государств и международных
организаций) возникают и развиваются экологические отношения.