19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




В
области охраны животного мира Комитет совместно с районными органа-
ми охоты определяет объемы отстрела диких зверей и птиц, вместе с рай-
онным комитетом по охране окружающей среды утверждает мероприятия
по охране и воспроизводству дикого животного мира в районе. В области
охраны рыбных запасов вместе с районными, городскими или межрайон-
ными инспекторами рыбной охраны утверждают порядок проведения лю-
бительского и спортивного рыболовства, список рыбохозяйственных водо-
емов, лимиты вылова рыбы и их видов. В области охраны атмосферного
воздуха совместно с центрами санэпиднадзора устанавливает лимиты вы-
бросов вредных веществ, их суточные нормативы, утверждает размеры
платежей за загрязнение в экологические фонды, проверяет соблюдение
предприятиями и организациями выполнение нормативов выбросов вред-
ных веществ. В области санитарной охраны окружающей среды совместно
с центрами санэпиднадзора Комитет определяет места для размещения,
складирования и захоронения производственных отходов. Вместе со сред-
ствами массовой информации, учебными заведениями, центрами культуры
Комитет организует пропаганду экологических знаний, осуществляет эко-
логическую информацию населения.
247
Законом РФ об охране окружающей природной среды (ст. 84) Комите-
там охраны окружающей среды и органам санэпиднадзора, предоставлено
право привлекать виновных организаций и лиц за совершение экологиче-
ских правонарушений к административной ответственности в виде штрафа.
Право наложения административного штрафа предоставлено должностным
лицам Комитета без обращения в суд или комиссию.
Санитарной охраной окружающей среды городов называется деятель-
ность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и
здоровья граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Головной организацией в области санитарного надзора является Государ-
ственный комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору (Гос-
комсанэпиднадзор России). Одновременно с ним действуют санитарно-
надзорные службы в воинских частях, предприятиях военно-
промышленного комплекса, войсках и подразделениях МВД. Цель сани-
тарной охраны – обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения, т.е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания
людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на
организм человека и есть благоприятные условия для его деятельности (ст.
1 Закона РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-
ния). На долю крупных городов приходится основная масса загрязнения
воды и воздуха. Госкомсанэпиднадзор России, его центры в республиках,
краях, областях; городах и районах, научно-исследовательские учреждения,
лаборатории и другие учреждения составляют систему органов санитарно-
эпидемиологической службы РФ. Свои задачи санэпидслужба выполняет
путем санитарного нормирования, выполнения разрешительных, надзор-
ных контрольных функций.
Санитарное нормирование окружающей среды выражается в установ-
лении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, радио-
активных излучений, шума, вибрации, вредного воздействия магнитных
полей и других физических, химических, биологических воздействий.
Разрешительные функции в области охраны окружающей среды и
здоровья человека санэпидслужба выполняет в трех формах: выдача за-
ключений на размещение предприятий и сооружений, их технико-
экономическое и экологическое обоснование, на ввод объектов в эксплуа-
тацию; разрешение на применение химических и иных токсических ве-
ществ в отдельных отраслях народного хозяйства; ведение регистра потен-
циально опасных химических и биологических веществ.
Надзорная функция состоит в организации систематической проверки
соблюдения санитарного законодательства предприятиями, учреждениями,
организациями и жителями города. Через сеть своих контрольных пунктов
(постов наблюдения, лабораторий) санэпидслужба определяет степень пре-
248
вышения установленных норм выбросов загрязняющих веществ, в необхо-
димых случаях сообщает местным и республиканским органам.
Контрольная функция санэпидслужбы выражается в осуществлении
социально-гигиенического мониторинга. Это государственная система на-
блюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в свя-
зи с состоянием среды обитания человека. На основе сведений этой систе-
мы формируется банк данных о здоровье населения, тенденциях его разви-
тия под воздействием окружающей среды. Решения, принимаемые сан-
эпидслужбой в пределах своей компетенции, являются обязательными для
исполнения всеми органами представительной и исполнительной власти,
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.