19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




На состояние окружающей среды непо-
средственное влияние оказывают генеральные планы развития (реконструк-
ции) городов. Они разрабатываются на 25–30 лет с выделением соответст-
вующих периодов и утверждаются вышестоящими организациями.
При разработке генеральных планов городов и других документов на
их основе основополагающее значение имеют три принципа – зональности,
экологической безопасности, рациональной организации территории.
Принцип зональности означает подразделение всей территории города,
входящей в планируемое пространство, на четыре блока – промышленный,
245
жилой, культурно-бытовой, рекреационный. Требования экологической
безопасности предполагают учет градостроительных нормативов на раз-
мещение дорог, жилых и административных зданий, зон отдыха, санитар-
ных нормативов предельно допустимых концентраций и выбросов, сбросов
вредных веществ, на размещение санитарно-защитных зон, складирования
отходов и т.п. На основе генеральных планов городов разрабатываются
проекты планировки и застройки города и его отдельных частей. Закон
обязывает, чтобы планировка и застройка городов и всех других населен-
ных пунктов предусматривали создание наиболее благоприятных условий
для жизни, отдыха и здоровья населения. Комплексное благоустройство
городов должно быть подчинено одной задаче – предупреждению и ликви-
дации вредного и опасного влияния факторов окружающей среды на усло-
вия жизнедеятельности человека.
Государственный экологический контроль за охраной окружающей
среды городов. Компетенция территориальных городских органов охраны
окружающей среды обозначена в двух законодательных документах – в
Законе РСФСР об органах самоуправления в РСФСР и Законе РФ об охра-
не окружающей природной среды (ст. 10). На основе Конституции РФ и
Федеративного договора, где области природопользования и охраны окру-
жающей среды, экологической безопасности объявлены сферой совместной
компетенции Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации
вправе с учетом собственного правового регулирования вносить те или
иные дополнения в компетенцию органов экологического управления и их
структуру.
Для Комитета охраны окружающей среды города свойственны сле-
дующие функции: учетная: учет природных ресурсов города и их измене-
ния, выбрасываемых отходов и мест по их размещению; планово-
координационная: планирование городских природоохранительных меро-
приятий на основе координации экологической деятельности отраслевых
природоохранных служб; нормировочная: разработка нормативов выбро-
сов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твердых
отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение
окружающей среды; инспекционна:. организация проверки и контроля за
выполнением экологических нормативов и эколого-правовых норм; финан-
совая: формирование внебюджетного экологического фонда и контроль его
расходования; информационная: экологическое просвещение, воспитание,
экологическая информация населения; разрешительная: выдача разреше-
ний, лицензий на размещение вредных веществ, специальное и обособлен-
ное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира,
выброс вредных веществ, проведение государственной экологической экс-
246
пертизы; контрольная – довольно широкая функция, зависящая от местных
условий, а именно:
В области охраны земель Комитет по охране окружающей среды ведет
контроль за рациональным использованием земель, обоснованностью отво-
дов для хозяйственного строительства сельскохозяйственных земель; вме-
сте с Роскомземом учитывает деградированные и загрязненные земли, при-
нимает меры по их восстановлению; совместно с органами Госкомсанэпид-
надзора ведет учет и регистрацию потенциально опасных химических и
биологических веществ. В области охраны недр Комитет выдает разреше-
ние на поиск и разработку общераспространенных полезных ископаемых,
вместе с Комитетом РФ по водному хозяйству выдает лицензии на специ-
альное и обособленное водопользование; совместно с Комитетом по геоло-
гии и использованию недр выдает разрешения на разработку подземных
вод и водопотребление. В области охраны вод Комитет совместно с Коми-
тетом по водному хозяйству выдает разрешение на специальное и обособ-
ленное водопользование поверхностными водами; совместно с центрами
санэпиднадзора дает разрешение на сброс сточных вод, ведет контроль за
соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в водоемы. В
области охраны лесов Комитет совместно с городским лесхозом устанавли-
вает объем вырубки древесины сообразно ее годовому приросту (счетная
лесосека), определяет лесопользователей и лесозаготовителей, утверждает
объемы работ по воспроизводству леса и ведению лесного хозяйства.