19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




В зоне чрезвычайной экологиче-
ской ситуации проводятся следующие мероприятия: во-первых, ограниче-
ние, приостановление, прекращение или перепрофилирование экологиче-
ски вредных производств, во-вторых, осуществление мероприятий по вос-
становлению потерь в природной среде, оздоровлению окружающей среды,
в-третьих, компенсация вреда здоровью граждан, выдача экологического
пособия и других льгот. Финансирование затрат по оздоровлению зон эко-
логического бедствия, компенсации причиненного вреда, осуществление
различного рода экологических льгот производится за счет средств пред-
приятий, учреждений, организаций, внебюджетных экологических фондов,
страховых фондов и др. Общее руководство созданием и функционирова-
нием зон чрезвычайных (а не только экологических) ситуаций в целом
238
Правительство возложило на Министерство РФ по делам гражданской обо-
роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС). МЧС РФ действует на основе Положения «О Российской
системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуация», утвер-
жденного Правительством РФ 18 апреля 1992 г. Положение подразделяет
всю систему предупреждения и действия на две подсистемы: территори-
альную и функциональную.
В рамках территории и функций МЧС РФ координирует свои связи с
органами Минприроды, Госкомсанэпиднадзора, МВД, МИД Безопасности,
Минсельхоза, Госатомнадзора, Госгортехнадзора, Минздрава, Минэконо-
мики, Минфина и т.д. Финансовые средства на ликвидацию последствий
чрезвычайных ситуаций расходуются из резервного фонда Правительства
РФ. Основанием для расходования средств является решение Правительст-
ва РФ, которое принимается на основе заявки МЧС, Минфинансов, Минэ-
кономики. Выделенные средства расходуются на выполнение аварийно-
спасательных работ, оказание материальной помощи пострадавшим, раз-
вертывание и содержание временных пунктов проживания. По завершению
работ по ликвидации чрезвычайной ситуации МЧС РФ представляет в Пра-
вительство отчет о произведенных расходах.
Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и
зоны чрезвычайной экологической ситуации.
Глава 17. Правовая охрана окружающей природной среды
в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство является одной из традиционных и ведущих
отраслей экономики во всех странах мира. Достигнув высокого уровня
развития техники и технологии, сельское хозяйство за последние деся-
тилетие не только стало высокопродуктивной производственной сферой,
но и приобрело значительный удельный вес в системе источников антро-
погенного воздействия на окружающую природную среду.
Схематично современная картина взаимодействия общества и при-
роды в области сельскохозяйственного производства характеризуется
тем, что, с одной стороны, здесь нарастает необходимость дальнейшего
развития и интенсификации производственной деятельности, а с другой
– развитие по пути интенсификации порождает серьезные и долгосроч-
ные экологические последствия.
Можно выделить три группы таких последствий.
К первой группе относятся отрицательные последствия, которые за-
ключаются в разрушении естественных производительных сил самого сель-
ского хозяйства, потере плодородных земель в результате их переэксплуа-
тации, развития процессов эрозии почв, засоления, заболачивания, хи-
239
мического и бактериального отравления, негативных изменений поч-
венной структуры, разрушения источников водоснабжения, уничтожения
насекомых-опылителей растений и т.д.
Вторую группу образуют экологические последствия, причиняющие
ущерб не только сельскому хозяйству, но и другим отраслям экономики. Это
загрязнение водоемов, уничтожение лесов и других полезных раститель-
ных сообществ, разрушение среды обитания диких животных, загрязне-
ние атмосферного воздуха, нарушение охранного режима заповедников с
нанесением ущерба охотничьему и рыбному хозяйству.
Третью группу составляют последствия, угрожающие непосредственно
человеку, создающие опасность для жизни и здоровья людей, занятых в
сельскохозяйственном производстве или проживающих в сельской мест-
ности, а также тех, кто потребляет пищевые продукты, произведенные с
использованием агрохимикатов или биотехнологических средств.
Меры по обеспечению охраны окружающей природной среды в сфере сель-
ского хозяйства можно условно разделить на две группы. Одни из них на-
правлены на возможное предупреждение отрицательного воздействия чело-
веческой деятельности на состояние природы (меры профилактики), а другие
– на ликвидацию (уменьшение) последствий имевшего место отрицательного
воздействия (меры ответственности, защиты).