19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Размещение объекта – это определение его конкретного местораспо-
ложения в окружающей природной среде. Поэтому в данном правовом от-
ношении следует выделить два: земельное и эколого-правовое. Земельное
правоотношение охватывает такие вопросы, как выбор земельного участка,
согласование его изъятия или выкупа со стороной или собственником, пре-
доставление земельного участка для размещения объекта. Экологоправовое
отношение предусматривает контрольно-надзорную деятельность органов
санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и мест-
ной администрации. В комплексе с размещением объекта решается вопрос
о его технико-экономическом обосновании и проектировании. На данной
стадии Закон требует экологического обоснования объекта и проведения
государственной экологической экспертизы. Положительное заключение
государственной экологической экспертизы открывает финансирование
объекта, отрицательное – запрещает какие-либо действия по проектирова-
нию и строительству объекта до исправления недостатков и выполнения
рекомендаций экспертной комиссии.
На стадии строительства объекта основная экологическая задача со-
стоит в том, чтобы обеспечить выполнение природоохранительной части
проекта сооружения объекта. Действующее законодательство предусмот-
233
рело меры и гарантии выполнения экологических требований – систему
специальных контрольно-надзорных органов: авторский надзор, осуществ-
ляемый проектной организацией; санитарно-эпидемиологический надзор,
который выполняется санитарно-эпидемиологической службой Госкомсан-
эпиднадзора России; строительный контроль, который выполняется орга-
нами Госстроя; государственный экологический контроль.
Охрана окружающей природной среды при эксплуатации объекта.
Общие экологические требования, предъявляемые к действующим пред-
приятиям и иным хозяйственным объектам, изложены в ст. 45 Закона РФ
об охране окружающей природной среды. В целом они объединяются в
один институт экологической правоспособности хозяйствующего субъекта
по поводу охраны окружающей природной среды и экологической безо-
пасности. Основные элементы этого института проявляются через экологи-
ческую паспортизацию, нормирование и лимитирование, внесение плате-
жей за использование природных ресурсов и загрязнение, экологический
контроль, выпуск готовой продукции и размещение отходов.
Стандарт на экологический паспорт предприятия утвержден 1 июля
1980 г. В нем концентрированное выражение получили экологические пра-
ва и обязанности предприятия или иного хозяйственного объекта. Они вы-
ражаются в следующих показателях: а) сведения об объеме и характере
производства, технологии, природоохранном оборудовании, расходах сы-
рья и выпуске продукции; б) информация об объемах и видах потребляе-
мых природных ресурсов и объемах и видах веществ, загрязняющих окру-
жающую среду; в) сведения о разрешении на выброс (изъятие) природного
вещества, лимитах изъятия и нормативах выбросов по отдельным загрязни-
телям, природным ресурсам; г) технология очистки и обезвреживания от-
ходов, система технического контроля за выбросами; экологическая харак-
теристика выпускаемой продукции; е) сведения о размещении отходов.
Меры предупреждения и устранения экологически вредной деятельно-
сти. По действующему законодательству такие меры могут быть развернуты в
трех направлениях: юридическом, административном, организационном.
Юридические меры включают три вида юридической ответственности
– уголовную, административную, гражданскую. Первая мера носит инди-
видуальный характер. Административно-управленческие меры принима-
ются органами управления. Они выражаются в трех формах: ограничение
вредоносной деятельности объекта; приостановление деятельности объекта
до устранения недостатков; прекращение деятельности предприятия или
иного другого объекта по экологическим причинам. Организационные ме-
ры выражаются в принятии специальных мер по изоляции экологически
опасных объектов. К категории таких мер относится перенос предприятия в
иную местность, где отсутствует экологическая напряженность. Другой
234
мерой данного направления является решение о перепрофилировании, т.е.
изменении профиля экологически вредного предприятия. Относительно
государственных предприятий вопрос решается Министерством экономики
РФ. Перепрофилирование кооперативных или частных предприятий произ-
водится их владельцами по предложению и под контролем органов охраны
окружающей природной среды.
Охрана окружающей природной среды и размещение отходов.