19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




Так, использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них
пляжей не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохо-
зяйственным мероприятиям;
д) нарушение правил экологопользования (ст. 8.8–8.14 КоАП РФ). Оно
влечет специальный вид ответственности, который применяется за нару-
шения разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию.
Так, для наказания за невыполнение обязательных мероприятий по охране
почв от эрозии необходимо наличие специальных противоэрозионных пра-
вил, выполнение которых входит в обязанности привлекаемого к ответст-
венности лица;
е) производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред при-
родным объектам. Подпадает под действие административной ответствен-
ности даже в том случае, если эта деятельность осуществлена без наруше-
ния каких-либо правил. Например, если сточными водами загрязнены или
225
испорчены сельскохозяйственные земли, то виновные в этом должностные
лица могут быть наказаны даже и в том случае, если они не нарушили про-
изводственных ГОСТов в своей деятельности. Критерием ответственности
здесь является вред, нанесенный природному объекту.
Глава 13. Гражданско-правовая ответственность
в сфере экологопользования
Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за на-
рушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и раститель-
ного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима
для решения многих проблем экологического оздоровления страны.
В условиях перехода к рынку изменится основная функция имущест-
венных санкций, применяемых в сфере охраны окружающей среды, повы-
сится ее восстановительное, компенсационное значение.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» юридиче-
ские лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и
имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды,
порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием
природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими эко-
логическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.
Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода, следователь-
но, ст. 77 указанного Закона просто конкретизирует общее положение о воз-
мещении вреда, предусмотренное гражданским законодательством (ст. 1064
ГК РФ), проецируя его на эколого-правовые отношения. Реальный ущерб в
экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов,
снижении плодородия почвы и т.д. и расходов на их восстановление, а упу-
щенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от
хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об охране окружаю-
щей среды» (ст. 77–80) юридические и физические лица, причинившие
вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи,
уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, дегра-
дации и разрушения естественных экологических систем, природных ком-
плексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объ-
еме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и
иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное
заключение государственной экологической экспертизы, включая деятель-
ность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению
заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
226
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и
иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в уста-
новленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окру-
жающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на вос-
становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом поне-
сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением
законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется
добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нару-
шением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществ-
ляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного со-
стояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивацион-
ных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии
с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, ут-
вержденными органами исполнительной власти, осуществляющими госу-
дарственное управление в области охраны окружающей среды.