19 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО




возможно освобождение от них при малозначительности проступка
(ст. 2.9 КоАП РФ);
. предусматривается дифференциация ответственности для должно-
стных лиц.
Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компе-
тенции специально уполномоченными на то государственными органами
РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-
223
эпидемиологического надзора РФ, а также технической инспекцией труда
профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может
быть обжаловано в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Наложе-
ние штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причи-
ненного вреда.
Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета
государственных экологических фондов.
Можно отметить следующие характерные черты административной
ответственности в сфере экологопользования:
1. В законе не предусмотрен общий состав административного проступ-
ка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных
правил, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственно-
сти. Административное взыскание применяется только за такое деяние, ко-
торое содержит конкретный состав административного проступка. Так, в
КоАП РФ (гл. 61) предусмотрено 23 состава административных правонару-
шений в сфере экологопользования, посвященных охране земли, охране
недр, охране вод, охране лесов, охране правил охоты и рыболовства.
2. Административные правонарушения в сфере экологопользования
являются относительно неопасными по сравнению с уголовными преступ-
лениями, а поэтому административные взыскания носят мягкий характер.
Например, ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрены предупреждение, штраф, кон-
фискация орудия совершения правонарушения и др., не предусмотрено
таких наказаний, как лишение свободы. Административный арест допуска-
ется на срок, не превышающий 15 суток.
3. В порядке административного взыскания, как и при применении
дисциплинарных взысканий, не производится компенсации причиненного
окружающей среде ущерба. Если сумма не превышает 1/2 минимального
размера оплаты труда, может решаться вопрос о возмещении виновным
имущественного ущерба природе одновременно с применением админист-
ративного взыскания (ст. 4.7 КоАП РФ).
4. Административная ответственность в сфере экологопользования
применяется в точном соответствии со своей компетенцией специально
уполномоченным на то лицом или государственным органом, круг же пол-
номочий последних четко ограничен законом.
5. Принимая во внимание, что административная ответственность
имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обя-
зывает учитывать при применении административных взысканий смяг-
чающие и отягчающие обстоятельства, т.е. вводить правовой механизм
обеспечения справедливости при применении взысканий. Так, смягчают
административную ответственность такие обстоятельства, как доброволь-
ное устранение виновным вреда, причиненного природным объектам; отяг-
224
чают – продолжение противоправного поведения, несмотря на требования
уполномоченных на тех лиц, повторное в течение года совершение одно-
родного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось администра-
тивному взысканию, и др. (ст. 4.1, 4.3 КоАП РФ).
6. Административная ответственность в сфере экологопользования
дифференцируется на следующие виды экологических правонарушении:
а) незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, леса-
ми, животным миром. Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого
вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологиче-
ских правонарушений. Например, заполучив право лесопользования неза-
конным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с
нарушением существующих правил, и соответствующим природоохрани-
тельным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение;
б) самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация при-
родных объектов) (ст. 7.1, 8.1–8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представ-
ляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и эко-
логические системы, что чревато необратимыми последствиями. Так, само-
вольное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести
непоправимый вред рыбному хозяйству; самовольная раскорчевка участков
земли – повлечь нарушение экосистемы данного лесного участка; самовольная
пастьба в лесах – отрицательно сказаться на лесных насаждениях и т.п.;
в) самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4-7.11
КоАП РФ). Она приводит к тому, что невозможно определить ответствен-
ность конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что
влечет уклонение от ответственности, безнаказанность, порождающую но-
вые правонарушения, и т.п.;
г) нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6–8.8 КоАП РФ),
представляющее собой общий вид нарушений права экологопользования.