16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Рассмотрим некоторые их этих механизмов более подробно.

8.3. Система платежей за природопользование
В 1991 г. принцип «платности использования природных ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20.).
Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.
1. Плата за пользование природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.
Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.
2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.
Рассмотрим подробнее особенности платежей за основные виды природных ресурсов.
Плата за землю. Она взимается с целью:
- стимулирования рационального использования земли;
- охраны и освоения новых земель;
- повышения плодородия почвы;
- выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;
- развития инфраструктуры в населенных пунктах;
- формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда Российской Федерации. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:
- земельный налог;
- арендная плата;
- нормативная цена земли.
Земельный налог — это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.
Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от вида земель. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от качества земель, градостроительной ценности территории, статуса города, численности его населения.
По взиманию земельного налога предусмотрены такие формы льгот, как понижение ставок, частичное или полное освобождение от налогов определенных категорий плательщиков.
Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными органами законодательной власти, а также органами местного самоуправления в пределах сумм, которые находятся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, имеет исключительно целевую направленность:
- на финансирование мероприятий по землеустройству;
- ведение земельного кадастра;
- мониторинг земельных ресурсов;
- освоение новых земель;
- охрану земель и повышение их плодородия;
- инженерное и социальное обустройство территории.
Арендная плата — это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.
Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.
За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении.