16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. — СПб.: «Петроградский и К «, 1998. — 256 с.
32. Малхазова С.М. Медико-географический анализ территорий: картографирование, оценка, прогноз. — М.: Научный мир, 2001. — 240 с.
33. Трифонова Т.А. Региональные аспекты медицинской экологии// Экология Владимирского региона — Владимир, 2001. — С. 85-94.

ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ (АСПЕКТЫ) ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
8.1. Основные понятия
Основным понятием экономического механизма охраны окружающей среды является экономический ущерб.
В общем случае под ущербом понимают фактические и возможные потери, возникающие в результате каких-либо событий или явлений вследствие антропогенного воздействия. По характеру проявления выделяют экономический, социально-экономический, социальный и экологический виды ущерба. Количественная оценка ущерба определяется стоимостными, натуральными и балльными показателями.
Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимают денежную оценку фактических и возможных убытков, обусловленных воздействием загрязнения [1].
Оценка экономического ущерба выполняется несколькими методами: методом прямого счета (сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных веществ), методом расчета по «монозагрязнителю», укрупненным или эмпирическим методом, по методу обобщенных косвенных оценок и т.п.
Природоохранные затраты представляют общественно необходимые расходы на поддержание качества среды жизни, осуществление любых видов и форм хозяйственной деятельности и на общее поддержание природно-ресурсного потенциала. В составе природоохранных затрат выделяют три составляющие: экологические издержки производства (затраты на мероприятия, снижающие выбросы (сбросы) в окружающую среду, и затраты, которые не снижают объемов выбросов, но влияют на степень его распространения, например разбавление, нейтрализация и т.п.); издержки, связанные с поддержанием природно-ресурсного потенциала (создание охраняемых территорий, воспроизводство природных ресурсов и т.п.) и издержки общественного развития. Кроме того, различают предзатраты и постзатраты.

8.2. Экономический механизм управления
Решение любых экологических проблем практически неотделимо от экономических, при этом нерациональное природопользование приводит к экономическим потерям, а недостаток средств мешает справиться с экологическими проблемами.
В современных экономических условиях в России большие вложения в природоохранную деятельность закладывают основу для сохранения природы, но в то же время заметно снижают прибыльность производства, что, в свою очередь, приводит к отказу от внедрения природоохранных мероприятий. Такого рода эколого-экономические противоречия требуют обоснованного разрешения, для чего применяются экономические рычаги природопользования и охраны окружающей среды. Вся совокупность используемых разного рода экономических рычагов составляет основу экономического механизма охраны окружающей среды.
Этот экономический механизм включают в систему правового регулирования и используют в качестве стимулирующего фактора в области охраны окружающей среды. Его составными элементами являются:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, сбросов, выбросов и размещения отходов;
- установление нормативов платы за вредное воздействие;
- предоставление предприятиям налоговых и других льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении каких-либо иных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и т.п.
Механизм экологического регулирования должен образовывать совокупность взаимосогласованных методов и инструментов управления природопользованием. В 60-70-х гг. ХХ в. охрана окружающей среды базировалась на командно-административных механизмах: применялась система запретов, лимитов, методов административной и уголовной ответственности.
В 80-90-х гг. стали применяться экономические механизмы управления, основанные на принципах рыночного регулирования. Практика показывает, что эти меры необходимо применять не по отдельности, а в комплексе, причем они должны дополнять друг друга.
К административно-контрольным инструментам относятся меры жесткие (природоохранное законодательство, совокупность экологических стандартов и нормативов, система лицензирования хозяйственной деятельности и т.п.) и мягкие (экологический мониторинг, ОВОС и экологическая экспертиза, экологический аудит, экологическая сертификация).
К экономическим рычагам относят плату за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, льготы по налогообложению, политику компенсации, экологические фонды и экологическое страхование и т.п.