16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Фактически при определении Мi(ав) учитывается любой год из последних трех лет, предшествовавших договору страхования.
В зоне воздействия аварийного загрязнения оказываются юридические и физические лица, которым нанесен экологический ущерб. Убытки терпит и население, страдающее от заболеваний, вызванных загрязнением окружающей природной среды. В этом случае из-за невозможности выделения «загрязняющего фактора», влияющего на повышенную заболеваемость населения, проводится экспертная оценка корреляционной зависимости между выбросами вредных веществ и заболеваемостью. В общем случае от 40 до 60 % заболеваний связано с загрязнением окружающей среды.
Тарифная политика — это целенаправленная деятельность страховщика по установлению успешного и безубыточного страхования.
Тарифные ставки за аварийное загрязнение окружающей среды устанавливаются:
- в процентах от страховой суммы (лимита ответственности);
- в процентах от суммы штрафных платежей за предыдущий период, равный периоду действия договору страхования;
- в процентах от годового объема производства страхователя.
Страховой взнос каждого страхователя выражает долю его участия в формировании страхового фонда, поскольку страхование является своего рода замкнутой раскладкой ущерба между страхователями.
Выбор точной тарифной ставки будет зависеть от ряда факторов: предыдущей аварийности, техники безопасности на предприятии; общего технического состояния на предприятии; износа оборудования; состояния очистных сооружений.
Существуют надбавки к тарифным ставкам за особые условия, например, +20% в районах севернее 600 с.ш., +60% — близость к курортной зоне и т.д.
При добровольном экологическом страховании целесообразна региональная дифференциация тарифов страховых платежей с учетом фонового загрязнения и характеристик регионов.
Предусмотрена дополнительная страховая защита путем надбавки к базовой тарифной ставке от 30 до 70%.
Тарифные ставки дифференцируются по отраслям производства (см. табл. 6.1), а также внутри отрасли в зависимости от степени риска производственного процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом предприятии.
Таблица 6.1
Дифференциация тарифных ставок
Наименование отрасли Средняя тарифная ставка,
% к обороту
Энергетический комплекс 2,0
Нефтехимический комплекс 1,5
Промышленность строительных материалов 1,2
Химическая промышленность 1,0
Бумажная промышленность 0,8
Прочие отрасли 0,5
Размер годовых страховых взносов в первые три года страхования может составлять 90% от рассчитанной базисной величины.
Если в течение этих трех лет не будет возбуждено ни одного риска и не обнаружатся обстоятельства, которые могут к нему привести, размеры годовых взносов в последующем будут уменьшаться:
- 4-й год страхования — 85% от базисной суммы;
- 5-й год страхования — 80% от базисной суммы;
- 6-й и 7-й годы страхования — 75% от базисной суммы;
- последующий период страхования — 70% от базисной суммы.
Общая ставка страхового платежа должна быть не менее 12% в том случае, если в перечень страховых событий включаются также стихийные бедствия и катастрофы. Чтобы ставка выдерживала нагрузку ответственности перед любым субъектом, пострадавшим от загрязнения окружающей среды, необходимо относить ее к годовой стоимости выпускаемой продукции. При этом достигалась бы и ответственность за нанесение вреда здоровью человека.
Правильность подобных расчетов подтверждена зарубежным уровнем ставок страховых платежей, который находится в пределах 8-12% (Германия, США, Швейцария).
Катастрофы, стихийные бедствия, приводящие к загрязнению сельскохозяйственных угодий, гибели рыб, диких животных, порчи зданий, легковых автомашин и др. должны находиться под ответственностью добровольного страхования.
В целом, тарифные ставки по экологическому страхованию в 1,5-2 раза выше тарифных ставок по страхованию ответственности. Очевидно, что такие платежи для страхователей неприемлемы. Для реализации принципов экологического страхования необходимо найти способы снижения платежей. Одним из таких способов является вовлечение в систему экострахования большого числа страхователей — потенциально экологически неблагоприятных предприятий. Другим способом может быть использование средств бюджетных и внебюджетных экологических фондов для доплат по страховым взносам, то есть учет их в качестве средств, направляемых на природоохранные мероприятия.

6.4. Направления решения проблемы экологического страхования
Отмеченные выше проблемы экологического страхования, связанные прежде всего с неопределенностью страховых рисков, со значительными страховыми платежами со стороны страхователей и значительными выплатами со стороны страховщиков, методическими проблемами оценки наносимых ущербов, а также имеющийся экспериментальный материал организации экологического страхования в ряде регионов России позволяют выделить возможные направления решения проблемы экологического страхования [1]:
1.