16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Поэтому с конца 70-х гг. в Голландии, Великобритании, Японии, Швеции и др. возникла практика страховых пулов, которые расширили страховой рынок [3].
Необходимо отметить, что к ответственности могут привлекаться не только предприятия — источники настоящих и предыдущих выбросов вредных веществ, но и транспортировщики последних. Они могут нести затраты также по ликвидации загрязнений и проведению восстановительных работ. В дальнейшем возмещение затрат может быть затребовано с ответчиков дополнительно с учетом выявленных последствий негативного воздействия на окружающую среду.
Ущерб, покрываемый зарубежными страхователями, может включать прямые убытки (ущерб сельскохозяйственным культурам, лесам и другим биологическим ресурсам, недвижимости, состоянию здоровья человека), а также косвенные (ущерб от загрязнения мест обитания рыб, территорий для отдыха, снижение плодородия почвы и т.д.). Косвенные убытки могут включать расходы на очистку и удаление отходов, несчастные случаи, связанные с плохой видимостью из-за смога и др.
Однако ряд стран (США, Англия) выступает против проведения страхования ответственности на случай вреда, причиняемого аварийными выбросами, что можно объяснить огромными размерами предполагаемых выплат страхового возмещения, а также требованиями покрытия ущерба спустя длительное время после окончания договора и т.п. В настоящее время в этих странах большая часть договоров страхования общегражданской ответственности исключает риск, связанный с загрязнением окружающей среды [2, 5].
В целом, механизм привлечения средств коммерческих, частных и государственных структур для охраны природы и рационального природопользования превратился в эффективный экономический механизм управления экологическим риском, дополняющий традиционные механизмы регулирования природопользования.
В России экологическое страхование рассматривается как страхование ответственности предприятий (источников повышенной экологической опасности) и имущественных интересов страхователей в случае аварий, чрезвычайных ситуаций и аварийных загрязнений окружающей среды [2, 3, 4]. Следует отметить, что в России пока недостаточен опыт страхования ответственности за загрязнение. Тем не менее, рынок экологического страхования в России развивается.
Первые эксперименты в области экологического страхования были проведены в Московской области, гг. Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Волгоград, Самара, Иваново, Владивосток; из компаний — «РОСНО», «Лукойл», СК «Транснефть», «Ингосстрах», «Мегус» и др. Однако широкого распространения экологическое страхование пока не получило.
Внедрение и развитие экострахования в России связано с рядом проблем:
- высокий уровень загрязнения окружающей среды (это делает практически невозможным определить долю ответственности конкретных источников выбросов как аварийных, так и постепенных; невозможность покрытия всего ущерба за счет страховых компаний);
- неэффективное функционирование эколого- и экономико-правовых механизмов государства, из-за чего условия страхового договора могут не соблюдаться или выходить из-под контроля; этим объясняется неуверенность и страховщиков, и потенциальных страхователей, у которых возникает сомнение в эффективности самого экологического страхования;
- отсутствие единой и универсальной методологической системы, соответствующей реальным условиям, реально удовлетворяющей и страховщика, и страхователя;
- недостаточна практика экологического аудита;
- трудность идентификации и оценки экологических рисков;
- неопределенность сроков ответственности страховщика после наступления страхового события;
- отсутствие правовых нормативных актов, устанавливающих обязательность экологического страхования и д.р.
Таким образом, принципы экологического страхования, пришедшие в Россию из зарубежной практики, находятся в стадии становления и формирования. Однако в разработке методик оценки воздействия вредных веществ российские специалисты существенно опережают зарубежных коллег. Поэтому основной задачей является адаптация экологического страхования к объективным и субъективным условиям России.

6.3. Классификация объектов и особенности тарифной политики
при осуществлении экологического страхования
Классификация объектов
Основным критерием при отборе потенциальных объектов страховой защиты является их экологическая опасность. Для определения экоопасности обычно применяются три метода оценки:
- на основе обработки статистических данных об аварийных случаях;
- на основе экспертных оценок;
- на основе анализа соотношений величин аварийного и установившегося в среднем по региону (территории) загрязнения.