16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Кроме того, если граждане вернутся к концу года с пустыми оплаченными мешками, за которые они не смогут получить деньги обратно, это не прибавит авторитета муниципалитету.
Нелишним будет создание аналогичного центра по сбору промышленных отходов, подлежащих переработке. Необходимо это для накопления на его территории некоторого количества отходов того или иного профиля, целесообразного для переработки, т.к. в большинстве случаев на предприятиях образуется незначительное количество таких отходов и считается, что их проще вывезти на полигон.
По мере накопления необходимого количества материалов их транспортом отправляют на соответствующие предприятия для переработки. Таким образом схема работы такого предприятия может быть отображена на следующей схеме (рис. 5.3):
Рис. 5.3. Схема управления потоком отходов, подлежащих переработке
Помимо правильной организации необходимо, чтобы весь процесс был экономически целесообразен, то есть реализация мероприятий по переработке отходов должна приносить реальную выгоду.
С этой точки зрения в настоящее время возможны два пути: во-первых, это платежи за накопление на территории предприятия или вывоз на свалку твёрдых отходов производства; во-вторых, реализация части образующихся отходов (а в некоторых случаях всей массы отходов) другим предприятиям для переработки. Сравним эти пути для выяснения их экономической целесообразности.
1. Платежи за накопление
В России на данный момент действуют базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды. Базовые нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Базовые нормативы включают:
- нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- нормативы платы за размещение отходов (некоторые нормативы приведены в табл. 5.1).
Применение базовых нормативов платы осуществляется на основе порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, и разработанных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, инструктивно-методических документов по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечня природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

Таблица 5.1
Нормативы платы за размещение 1 т отходов на территории предприятия в пределах установленных лимитов
размещения отходов
Виды отходов Единица измерений Норматив платы за размещение 1т отходов, Ni , руб.
1-й класс токсичности т 14000
2-й класс токсичности т 6000
3-й класс токсичности т 4000
4-й класс токсичности т 2000
нетоксичные м3 115
Помимо этого, существует ещё целый ряд коэффициентов для определения суммы платежей:
R — коэффициент экологического состояния региона;
инд — коэффициент индексации платежей за плановое количество равный 62, по факту образования — 48;
1 — коэффициент, учитывающий место складирования отходов:
на территории промплощадки предприятия — 0,3;
на свалке в черте города — 5;
если свалка размещена на расстоянии менее 3 км от населенного пункта — 3;
если свалка размещена на расстоянии более 3 км от населенного пункта — 1.
— коэффициент индексации платежей за отходы, размещённые без разрешения — 5.
Если при этом на территории предприятия образуются отходы, превышающие установленные лимиты, то вводится ещё один коэффициент индексации 2 = 25.
Таким образом, общая формула для определения платежей предприятия за накопление отходов выглядит следующим образом:

(5.1)

2. Реализация
Стоимость какого-либо вида отходов определяется следующим образом:

(5.2)
где Ц — цена данного вида отходов.
Необходимо учитывать и тот фактор, что платежи за загрязнение осуществляются из чистой прибыли предприятия, тогда как стоимость переработки закладывается в себестоимость продукции, таким образом, оплата переработки отходов компенсируется выручкой, а платежи уменьшают прибыль.

5.5. Геоинформационные системы в управлении отходами
Как показывает практика, для эффективного функционирования системы управления отходами необходимо оперировать очень большими объемами разнородной информации, часть из которой привязана к определенной точке в географическом пространстве и постоянно изменяется.