16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Создав линию по переработке какого-либо вида отходов, их можно закупать у предприятий, на которых они образуются, и реализовывать населению или другим предприятиям готовый продукт. Таким образом, отходы одного предприятия становятся исходным сырьем для другого и вместо того, чтобы быть выброшенным на свалку, становятся полезной продукций.
Чтобы образованная система для переработки отходов функционировала, необходимо правильно её организовать. В частности, для совершенствования систем управления санитарной очистки городов РФ, проведения контроля за деятельностью организаций, занятых сбором, транспортировкой и обезвреживанием отходов производства и потребления, осуществления единой экономической политики, а также для качественного изменения ситуации необходимо ввести функции единого по городу генподрядчика (заказчика) на сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов. В отдельных городах операции по сбору и транспортировке отходов могут осуществляться на конкурентной основе разными предприятиями.
Самое простое, что могут сделать местные власти для поощрения сбора вторичного сырья — это оборудовать центр по его сбору. Такой центр представляет собой участок и/или несколько контейнеров, куда гражданам предлагается сдавать или выбрасывать определенные материалы (например, контейнер для зелёного стекла, контейнер для газетной бумаги и т.д.).
Для того чтобы такой центр работал, потребуется неоднократно оповестить население о его наличии и очень чётко объяснить правила пользования: что и в какой контейнер выбрасывать, в каком виде (например, вымытые бутылки) и что выбрасывать нельзя. Последний момент очень важен: например, ни в коем случае нельзя смешивать бутылочное стекло с лампочками или оконным стеклом. Эту надо писать или рисовать очень крупно, заметно и ярко в местах сбора отходов.
Кроме того, потребуется найти рынок сбыта для материалов и организовать их вывоз, а возможно, ещё и провести определённую подготовку, чтобы удовлетворить рыночным стандартам (измельчение стекла, прессовка и упаковка бумаги и т.д.). Регулярный вывоз отходов необходим прежде всего с точки зрения участия населения, которое обычно относится к своим обязанностям по разделению отходов с не большей степенью ответственности, с которой городские власти относятся к вывозу вторсырья. Чем меньше усилий требуется от населения, тем больше процент его участия. Однако даже при невысоком участии населения такой центр способен играть определённую воспитательную роль, привлекая внимание населения к проблеме отходов. Воспитательный эффект может оказаться обратным, если вторсырьё не будет регулярно вывозиться из такого центра.
В ряде городов используется схема так называемого «сбора вторсырья » на обочине». В этом случае жители оставляют вторсырье в специальном мешке или контейнере на тротуаре, там, где они обычно оставляют мусор. В российских условиях вторсырье собирается (в экспериментальных программах) в контейнерах у подъездов или, реже, на лестничных клетках.
Вообще, дилемма любой программы по сбору вторсырья такова: чем более сложны требования к гражданам, тем качественнее собранные материалы, тем меньше требуется дополнительной переработки, тем больше вероятность экономического успеха программы, но тем меньше уровень участия общественности. Важную роль может сыграть стимул экономический — введение дифференцированной платы за вывоз (утилизацию) отходов, зависящий от его величины.
Положительное значение такой платы состоит вовсе не в том, что муниципалитет получает необходимые средства — население в любом случае платит за мусор, будь то плата в виде местных налогов или большая, но одинаковая плата за мусор. Дело также и не только в некоей «справедливости». Дифференцированная плата здесь является реализацией фундаментального права и обязанности гражданина демократического общества «права знать».
Дифференцированная плата за мусор обычно взимается в зависимости от объема. Можно учитывать мусорные баки (если они стандартного объема), а затем выставлять счет. Чаще поступают по другому — муниципалитет продает специальные мешки (или наклейки на мешки ), в цене которых учтена стоимость вывоза, и затем граждане оставляют мусор в таких мешках. Иногда взимается фиксированная плата за год и выдается определенное количество мешков/наклеек, а в случае превышения этого количества мешки покупаются дополнительно. В этом случае важно, чтобы фиксированная сумма была не слишком большой — иначе у большинства граждан не будет стимула уменьшать количество отходов.