16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за сверхлимитное размещение — из прибыли предприятия.
Отнесение платы за размещение отходов на себестоимость, к сожалению, не способствует решению проблемы. В зарубежной практике эти затраты выделяются отдельными статьями при бухгалтерском и управленческом учете издержек производства («экологический эккаутинг»), а их снижение является для природопользователей основным стимулом для реализации концепции экологически чистого производства.
3. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Основными рычагами экономического стимулирования должны являться налоговые и кредитные льготы тем природопользователям, которые осуществляют мероприятия по ресурсосбережению и переходу на чистое производство.
Согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и инструкции государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» устанавливается уменьшение ставки налога на сумму в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия. Кроме того, предусматривается уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму, направленную из этой прибыли на строительство, реконструкцию и обновление производственных фондов, освоение новой техники и технологий, в том числе и природоохранных.
Организация кадров предполагает профессиональную подготовку специалистов различных отраслей промышленности, связанных с проблемами образования, обезвреживания и использования отходов.
К решению проблемы управления отходами целесообразно привлечь, или, по крайней мере, учесть мнение всех заинтересованных сторон, в том числе:
- представительную и исполнительную власть;
- население и общественные организации;
- ведомства государственного контроля (отделения Госкомэкологии, СЭС и т.д.);
- руководителей предприятий по утилизации ТБО (свалок и т.д.);
- транспортников;
- руководителей предприятий по переработке вторсырья;
- представителей СМИ.
Однако всю основную работу должны проводить специалисты в области экологии. Из представителей названных групп можно создать консультационный комитет или рабочую группу по отходам, работа которой должна состоять в выработке основных направлений комплексного плана управления отходами.
В дальнейшем для осуществления тех или иных программ по утилизации ТБО возможно создание других, более практически ориентированных структур, например, муниципальных или кооперативных предприятий по сбору отходов, переработке вторсырья и т.д. Иногда эти структуры могут пересекать административно-территориальные границы: быть межрайонными или межобластными.
Контроль и ответственность в области управления отходами
Государственный контроль за деятельностью в области обращения и управления отходами осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Он включает в себя контроль:
- за выполнением экологических, технологических, санитарных и иных требований при обращении с отходами;
- соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного сырья;
- за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами;
- выявлением нарушений законодательства РФ в данной области и привлечение виновных к ответственности и т.д.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, должны организовать и осуществить производственный контроль за соблюдением требований законодательства. Порядок осуществления этого контроля определяет юридическое лицо и согласовывает его с контролирующими органами.
По сути производственный контроль представляет собой внутренний аудит сферы обращения с отходами. Практически под производственным экологическим контролем понимают комплекс работ, осуществляемых экологической службой предприятия, связанный с проверкой выполнения им требований природоохранного законодательства. К сфере производственного экологического контроля относятся [5, 6]:
- определение состава и класса опасности образующихся отходов и их регистрация в федеральном (региональном) каталоге;
- выявление источников воздействия на окружающую среду;
- контроль за соблюдением соответствующих нормативов;
- контроль за работой природоохранного оборудования и сооружений;
- контроль за состоянием объектов окружающей среды в зоне влияния предприятия;
- ведение отчетности и предоставление информации контролирующим органам и т.п.