16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Законодательно закреплено, что на любом предприятии должны быть разработаны Проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования [5, 6].
В некоторых отраслях промышленности и в ряде регионов разработаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Однако отсутствие единой системы накопления, хранения информации и обращения с нею существенно затрудняет возможности функционирования системы управления отходами.
Создание такой системы заложено в государственную программу «Отходы». Предполагается, что работа будет проводиться по следующим направлениям: научно-методическое обеспечение, формирование специализированных банков и справочно-информационное обеспечение потребителей [7]. Кроме того, предусмотрено создание Государственного кадастра отходов [5], в который должны войти: реестр объектов размещения отходов, банки данных об образовании отходов, о технологиях переработки и обезвреживания различных видов отходов.
Государственный кадастр отходов должен состоять из трех разделов, каждый из которых представляет собой свод различных специализированных данных об отходах.
«Каталог» — федеральный классификационный каталог отходов — данные о составе и свойствах отходов производства и потребления. Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Госкомэкологии России от 27.11.97г. № 527 (регистрационный номер №1445 от 29.12.97г.). Он позволяет разделить все виды отходов по группам, а также присвоить каждому виду отходов конкретный код и класс опасности. Кодовая система вводится для формализации видов отходов с целью учесть все их многообразие и в то же время исключить возможность различного представления одного и того же вида отходов, то есть полностью идентифицировать его. Шестизначный код несет в себе следующую информацию:
«Реестр» — государственный реестр объектов размещения отходов — данные об объектах временного и постоянного размещения отходов производства и потребления.
«БДОТ» — банк данных отходов и технологий — свод систематизированных сведений по технологиям переработки, использования и обезвреживания конкретных видов отходов производства и потребления [6].
При этом отмечается, что при разработке системы государственного (и регионального) управления отходами следует исходить из того, что объектами управления являются как все источники образования отходов, так и их потребители, а управляющее воздействие должно осуществляться по трем стратегическим направлениям:
- создание условий для снижения количества отходов;
- обеспечение роста объемов использования отходов;
- создание экологически безопасных условий хранения и захоронения отходов [7].
В условиях рыночной экономики приоритет должен принадлежать правовым, нормативным и экономическим методам управления, то есть можно использовать как методы экономического стимулирования, так и методы экономического воздействия. Более подробно эти методы будут рассмотрены далее. Здесь отметим, что в настоящее время производители отходов не несут всю полноту экономического и социального бремени по их уничтожению, перекладывая его на общество. Поэтому производитель отходов должен компенсировать полную общественную стоимость обращения с отходами. Это будет стимулировать производителя к внедрению технологий, снижающих производство отходов. Чтобы и у производителя, и у населения появились стимулы к уменьшению производства отходов, необходимо, где это возможно, увязать платы с реальным объемом отходов, отправляемым на захоронение. Такая схема может эффективно работать при условии использования административных и штрафных санкций одновременно, а также в сочетании с другими методами интегрированной системы [9].
Основные принципы экономического регулирования, закрепленные законодательно [5, 6], следующие:
1. Уменьшение количества отходов за счет внедрения мало- и безотходных технологий и вовлечение в хозяйственный оборот отходов, образовавшихся в процессе производства.
Однако переработка некоторых видов отходов экономически невыгодна одному предприятию, так как требует определенных усилий по сбору и хранению специальных технологий и производственных мощностей по их переработке (например люминесцентные лампы).
2. Платность размещения отходов.
Плата за размещение отходов представляет собой форму компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, и состоит из платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное размещение. Финансовые средства аккумулируются на счетах экологических фондов и используются для финансирования мероприятий экологической направленности.