16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Во время первого посещения аудиторской группой составляется «схема потоков» путём осмотра на месте и выявлении реальных «входов» и «выходов». Схема потоков предназначена для иллюстрации производственного процесса и должна быть дополнена таблицами данных, характеризующих экологические аспекты.
Важнейший элемент оценки — подготовка подробной схемы потоков, которая является основой разработки балансов потребления материалов и энергии. Эта схема может быть разработана в виде блок-схемы, увязывающей между собой отдельные производственные операции. После подготовки её можно дополнить основными входными и выходными потоками ресурсов.
Схема потоков выполняется с учетом так называемых экологических аспектов, участвующих в производственном процессе. Всего существует 14 различных категорий экологических аспектов. К ним относятся:
1. Сырьевые материалы (составляющие и объёмы сырья, а также поставщики и торговые марки);
2. Вспомогательные материалы (материалы, используемые в качестве добавок (присадок) в процессе производства, для очистки сточных вод и т.д.);
3. Производимая продукция (объёмы по каждому типу производимой продукции);
4. Топливо (все виды топлива и масел, используемых на предприятии);
5. Электричество (общий объём потребления электроэнергии, количество и тип счётчиков электроэнергии);
6. Вода (потребление, наличие и тип счётчиков);
7. Выбросы в атмосферный воздух (любые загрязняющие выбросы с указанием, образуются ли они в процессе производства или в результате работы вентиляции, действующей на предприятии, состав и объёмы выбросов, количество выводящих труб на предприятии, устройства очистки выбросов);
8. Сточные воды (все точки отведения сточных вод, образующихся как в процессе производства, так и из умывальных и душевых комнат, их состав и объём, наличие и состав очистных сооружений);
9. Отходы (регистрируются отдельно все существующие отходы — производства, бытовые, опасные, указываются имеющиеся на территории места хранения отходов, описание методов утилизации отходов и процедур взятия проб);
10. Запахи (регистрируются все запахи, образующиеся в результате работы предприятия);
11. Шум (наиболее значительные источники шума с указанием оборудования, от которого исходит шум);
12. Вибрация;
13. Риски (все основные риски, например, от хранения опасных отходов, совместного хранения несовместимых химических веществ и все складские помещения на территории предприятия);
14. Сбои в работе предприятия (непосредственно сбои в работе и их последствия, вид загрязняющих веществ и их объём).
При осмотре предприятия следует проследить весь процесс от склада сырья до тех точек, где готовая продукция, отходы, сбросы, выбросы покидают производственную зону. При этом желательно получить информацию от тех, кто непосредственно занят на рабочих местах. Такие работники часто располагают информацией о реализуемых процессах, используемых методах производства и обращения с материалами и отходами.
Важно собрать информацию о количествах используемых ресурсов, образующихся отходах, сбросах и выбросах. Эти данные должны быть соотнесены с объёмами производства, например потребление электроэнергии на единицу производимой продукции.
Целью подготовки баланса масс является подсчёт объёмов сырья, вспомогательных материалов и энергии, потребляемых в процессе производства, и материальных и энергетических потоков, образующихся на выходе из него. Материальный баланс основан на принципе:
Входной поток — Выходной поток = Потери
Однако, если потери меньше 5%, метод баланса масс вряд ли позволит определить источник потерь.
Баланс масс позволяет выявить и количественно оценить до этого не учитывавшиеся потери, выбросы и сбросы. Основой расчёта баланса масс является схема процесса. Баланс даёт картину источников и причин образования отходов, выбросов и сбросов, которая необходима для выработки альтернатив малоотходного производства. Материальный баланс используется не только для выявления входных материально-энергетических потоков, но также и для расчёта затрат, связанных с движением этих потоков.
В ходе второго посещения составляется список возможных альтернатив, направленных на улучшение или стабилизацию ситуации на конкретном предприятии, в ходе дальнейшей работы этот список корректируется, тщательно прорабатывается каждая из предложенных альтернатив и выбираются наилучшие.
Цель технической оценки заключается в определении технической целесообразности альтернатив малоотходного производства. Здесь для принятия решений о реализации сложных капиталоемких проектов следует оценить воздействие предлагаемых мер на производственный процесс, выпускаемую продукцию, объёмы и степень безопасности производства и т.д.